Фототерапия в психологии (арт-терапия) – что это такое? – Сайт о лечебной физической культуре

art

От первого лица… Ирина:

«Я с детства была похожа на мальчика. В детском саду – короткая стрижка. В школе – чаще брюки, джинсы,свитера. В университете – снова та же короткая стрижка и минимум косметики.

Личная жизнь почему-то не складывалась, хотя с внешностью и характером, как мне говорили окружающие, у меня всё в порядке. Меня тяготило собственное одиночество, а его причину я видела только в одном.

Я не чувствовала себя женщиной.

Я предпринимала попытки «стать как все»: носить платья и юбки, обувь на высоком каблуке, пользоваться косметикой, отрастить волосы. Но как только я что-то из этого проделывала, я теряла связь с собой настоящей. Мне не нравился результат, хотя внешне всё выглядело отлично.

Однажды я крепко над всем этим задумалась. Почему во мне живет чувство неполноценности? Неужели я не смогу найти свою любовь и почувствовать себя счастливой, оставаясь такой, какая я есть? Как стать женственной, не изменяя себе?

И ответ на все эти вопросы нашёлся сам собой, как только я увидела одну фотографию в альбоме у своих родителей.

С фотографии на меня смотрела пятилетняя девочка. С веткой рябины в руках она сидела на пенёчке в парке. У девочки была стрижка «под мальчика». Но, несмотря на это, на её голове красовался огромный бант.

Этой девочкой была я.

И тут меня как холодной водой окатили… Вдруг я поняла, откуда «растут ноги» у всех моих проблем.

Мне нравилась короткая стрижка! Тогда, в мои пять лет. Моим родителям – тоже. Но вот детсадовская воспитательница, которая «готовила детей к фотосессии», почему-то решила, что девочкам негоже носить короткие волосы.

«Вот, повяжем тебе бантик. Ты же девочка!»

И вот это «общественное мнение» одной-единственной тётки настолько засело в моей голове…Что управляло моей жизнью и моим отношением к себе почти 20 лет.

Один только факт, что я всё это вспомнила, осознала, перевернул мой мир.

Я стала больше себе доверять. Поняла, что я на самом деле красива! И нет никакой нужды менять внешность – нужно просто принять и полюбить себя».

В этой статье мы начнем говорить о практической стороне фототерапии — уже известного вам метода арт-терапии. Давайте постараемся понять, как с помощью фотографий найти ответы на такие вопросы как:

«Кто я? Откуда и куда иду? В чем моё предназначение?»

Фотограф: Андрей Фёдоров

  • «Как принять и полюбить себя?»

Фотограф: Сергей Фокин

  1. «Как перестать всё время беспокоиться?»

Фотограф: Тимофей Батырёв

  • «Как снова начать радоваться жизни, как в детстве?»

Фотограф: Ольга Кочетова

  1. «Как быть  собой, оставаясь хорошей мамой?»

Фотограф: Наталья Коледа

  • «Как понять моего ребёнка?»

Фотограф: Светлана Зарецкая

  1. «Как наладить отношения с близкими?»

Фотограф: Наталья Коледа

  • «Как найти в себе силы пережить горе?»

Фотограф: Емельянов Артём

Что говорит официальная наука?

В психологии множество техник и методов фототерапии. Их выделяют по разным критериям. Из критериев вырастают классификации. Не будем утомлять вас научной информацией. Для ее изучения нужно много времени и сил.

Фототерапия – мощнейший  инструмент психологической помощи. Но методы «классической» терапии фотографией, в основном, ориентированы на совместную работу психолога-специалиста и клиента. Однако наша задача в рамках проекта «Фотомозаика» – помочь себе самим.  Как же быть?

«Энциклопедия домашней фототерапии»

Перечислим основные техники фототерапии, которые можно использовать, так сказать, в домашних условиях. Каждой технике из этого списка (а также некоторым другим) на нашем сайте посвящена отдельная статья. Поэтому здесь остановимся на кратком описании каждой из них:

  1. «Автопортрет» – создание, рассматривание портретов самого себя, а также анализ чувств, мыслей, ощущений, возникающих от этого процесса.
  2. «Прошлое, настоящее, будущее» – техника, основанная на анализе изменений, происходящих с человеком и его жизнью во времени.
  3. «Личное портфолио» – отбор нескольких приятных человеку собственных фотографий (автопортретов или снимков, сделанных другими людьми) и создание на их основе презентации, фильма или книги.
  4. «Спонтанная фотография» – фотографирование при отсутствии контроля со стороны разума и воли (в качестве объекта съемки могут выступать люди, природа, архитектура – всё, что угодно).
  5. «Фотодневник» – создание дневников или альбомов, иллюстрированных фотографиями, рисунками и прочими продуктами творчества.
  6. «В главных ролях…» – создание экспериментальных фотографий, на которых человек пробует примерить на себя разные образы, стили – те, на которые в обычной жизни, возможно, и не решился бы.

«Семейный альбом» — рассматривание фотографий в семейных фотоальбомах, анализ чувств и эмоций от просмотра. Создание собственных семейных альбомов.

  • «Коллаж» — создание тематических коллажей из фотографий.
  • «Мой жизненный путь» — описание своей биографии с помощью фотоснимков.
  • «Фотопроекции» — анализ чувств, эмоций, образов, мыслей, возникающих от просмотра или создания конкретной фотографии.
  • «Сказкотерапия» — комбинированная техника арт- и фототерапии; написание рассказов, сказок, стихов, проиллюстрированных фотографиями.

Техники для детей – техники фототерапии, предназначенные для совместной работы взрослого и ребёнка. В частности: отбор ребёнком фотографий, приятных ему, и последующий анализ этих фотографий со стороны взрослого или создание ребенком тематических альбомов, посвящённых природе, семье, друзьям, любимым животным и т.д.

Заметим, что это далеко не полный список фототерапевтических техник.

Фототерапия как  направление арт-терапии ещё только формируется – появляются новые методы, подходы, направления. И чаще всего они происходят из практики. Поэтому автором новой техники может стать любой человек.

Определиться с «тараканами», а потом – действовать

Автор коллажа: V.Sheremet

У каждого из нас есть свои «болевые точки».

Можно называть их по-разному: «тараканы», проблемы, «заскоки» и т.д.

Так или иначе, это те сферы нашей жизни, в которых нам хочется что-то прояснить, понять или изменить. Это мысли, от которых одним больно, другим «не по себе», а третьи просто «зависают» не в силах понять, что к чему.

Посмотрите, что это схематично изображённое солнце вам напоминает?

Это голова. Среднестатистическая голова. А в ней чаще всего что? Мысли, мысли, мысли…

  1. Наши головы иногда просто разрываются от вопросов.
  2. Сфера общения, эмоции и чувства, самооценка, саморазвитие, внешний вид, нужды и потребности, убеждения, психологические защиты и комплексы.
  3. Всё это волнует многих людей, вне зависимости от возраста, пола и социального положения.

Что волнует вас? Определились?

  • Тогда выбирайте соответствующую статью и исследуйте себя с помощью фототерапии!
  • Если вам хочется что-то добавить к вышесказанному, поделиться своими ощущениями, пожеланиями или поспорить – пишите об этом в х!
  • Будем рады ответить и на ваши вопросы. 
  • О проведении фото-терапевтических фотосессий вы можете узнать на нашем сайте «KaturaSTUDIO».
  • Ольга Родионцева

Источник:

Методика арт-терапии

Арт-терапия — «лечение» искусством. Неиссякаемый творческий источник, который может открыть и подчеркнуть вашу индивидуальность, многогранность и свободу личности.

Арт-терапия или «лечение искусством» — достаточно молодое направление в психологии. Но уже сегодня эта методика стала очень популярной в работе как с детьми, так и взрослыми.

Психологи применяют ее на консультациях, врачи  включают в программу реабилитации при различных психологических и физических травмах. Некоторые люди используют арт-терапию, чтобы снять стресс, улучшить настроение или же познать самого себя.

 Через творчество методика арт-терапии поможет развить индивидуальность человека, восстановить гармонию разума и чувств.

 Что такое арт-терапия

Арт-терапией называют методику лечения, которая основана на привлечении ребенка или взрослого к творчеству, художественному самовыражению для улучшения его психического и физического состояния, а также эмоциального благополучия.

На сегодняшний день применение арт-терапии пользуется большой популярностью как один из способов самовыражения человека. Его основное отличие от других методик — человек может выразить свое эмоциональное состояние не только с помощью общения, а через различные виды творчества. Внутренне «Я» может выразиться в создаваемых в процессе творческой деятельности образах.

Это могут быть рисунки, фотографии, графика, скульптура и множество других видов искусства. Бывают и более экспрессивные методы художественного выражения, такие как танцевальная терапия, актерская игра.

В любом случае, арт-терапия позволяет не только выразить свои эмоции, снять напряжение и улучшить настроение, но и проанализировать то состояние, в котором пребывает человек, дать ему оценку.

 

Арт-терапию используют в случаях психических расстройств и перенесенных психологических стрессов, при нарушениях речи, двигательной функции. Ее активно применяют и в комплексе с другими методиками.

В последнее время арт-терапия используется и для самопознания абсолютно здоровых людей.

Методика арт-терапии позволяет снять негативные эмоции и успокоиться, привести мысли и чувства в порядок, вернуть душевную гармонию.

Техника арт-терапии несет в себе две основные цели. Если рассматривать ее со стороны искусства, то эта методика призвана доставлять человеку удовольствие от процесса, а также раскрывать его творческий потенциал. С точки зрения психологии методика арт-терапии оказывает терапевтическое действие, помогает решить различные внутренние конфликты.

Главные задачи арт-терапии:

  1. Акцентирование внимания человека на свои чувства и ощущения.
  2. Создание наиболее комфортных условий, при которых можно настроиться на свои чувства и мысли, которые человек привык держать в себе.
  3. Помощь в поиске наиболее приемлемого выхода позитивных и негативных эмоций.

 Ситуации, при которых применяется арт-терапия

Арт-терапия применяется во многих случаях. Эта методика поможет, когда вы чувствуете дискомфорт и не можете найти решение той или иной проблемы. Если вы обратитесь к специалисту, он поможет вам разобраться в собственных чувствах и эмоциях.

Противопоказаний у арт-терапии нет, поэтому каждый может смело начинать занятия.

Спектр проблем, при которых используется методика арт-терапии, достаточно широкий:

  • депрессивные состояния, апатия ко всему, нежелание что-либо делать,
  • внутренние конфликты,
  • состояние кризиса (возрастного, кризиса карьерного роста и т.п.),
  • психологические травмы,
  • физические травмы и дальнейшая реабилитация,
  • тревожность, страхи, фобии (в том числе с детства),
  • потери,
  • низкая самооценка,
  • различные зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая).

Люди, которые  столкнулись с той или иной проблемой, могут выплеснуть накопившиеся переживания и эмоции с помощью художественного самовыражения. Сделать это можно даже в домашних условиях. При сеансах арт-терапии все внимание человека сосредоточено на собственных чувствах и эмоциях. При этом не обязательно творить шедевры, главное – привести свое эмоциональное состояние в равновесие.

По сути, методика арт-терапии основывается на вере в то, что абсолютно каждый человек имеет творческие способности. И неважно, что при этом не все становятся великими художниками, актерами или поэтами. Главное, что человеку свойственна тяга к прекрасному и желание самому создавать что-то уникальное.

 Чем полезна арт-терапия

Методика арт-терапии позволяет решить множество проблем, с которыми столкнулся человек.

  1. Помогает выражать свои чувства и эмоции. Иногда словами человек не может донести свое душевное состояние, оценить его. Зрительные образы отлично справляются с этой задачей.
  2. Арт-терапия является прекрасным средством при борьбе со стрессовыми ситуациями. Если вы почувствовали нарастающее напряжение, испытываете тревогу, возьмите лист бумаги, карандаши или краски и просто начните рисовать.
  3. Методика арт-терапии отлично справляется с различного рода страхами и фобиями. Поэтому арт-терапия очень эффективна при работе с детьми и беременными.
  4. Это очень хороший способ самопознания.
  5. Арт-терапия раскрывает возможности понимания окружающего мира.
  6. Позволяет раскрыть свои таланты и развить свои творческие способности.
  7. Повышает самооценку, уверенность в себе.
  8. Если у человека имеются серьезные психологические проблемы, специалист при помощи арт-терапии сможет оценить состояние пациента и назначить эффективное лечение.

Где и кем применяется арт-терапия

Арт-терапия оказывает эффективное действие на людей любого возраста. Она помогает избавляться от негативных эмоций, повышает собственную самооценку, учит самостоятельно находить выход из сложной ситуации, развивает творческие способности.

Начать занятия арт-терапией можно в любой момент, так как особой подготовки на это не нужно. Различные методики применяются как индивидуально, так и в групповой терапии.

Арт-терапия открывает большие возможности в работе психологов и психотерапевтов с пациентом. Широко используется для адаптации инвалидов к жизни в обществе. В последнее время арт-терапия активно применяется в школах. Педагоги могут реализовывать различные функции, начиная от воспитательных и развивающих и заканчивая психотерапевтической.

Методы арт-терапии

В арт-терапии множество различных методов, которые воздействуют на состояние человека, оказывают психологическую помощь. В их основе находятся различные виды арт-терапии, связанные с творческой деятельностью. Каждый может выбрать свой метод. Все они оказывают хорошую помощь и при этом не требуют серьезных материальных затрат.

Если вы не можете справиться с агрессией или гневом, впали в уныние или просто хотите поднять настроение, арт-терапия станет замечательным способом в решении ваших проблем.

Изотерапия (рисуночная терапия)

Одной из основных и самых эффективных методик арт-терапии является терапия с помощью изобразительного искусства. Прежде всего, это рисование. Процесс и результат анализируется по характеру изображенных на листе форм и линий, времени, потраченному на рисунок, преобладающим цветам.

Изотерапия побуждает к проявлению творческой фантазии, креативности, помогает найти свой индивидуальный стиль. Здесь нет определенных правил и ограничений. Конкретные методы изотерапии подбираются специалистами в зависимости от состояния пациента и его возможностей.

Музыкотерапия как подвид арт-терапии

Основана на процессе прослушивания музыки и самостоятельного музицирования.

Известно, что еще в 19 столетии учение обнаружили тот факт, что эмоции человека могут вызвать изменения в его дыхании, пульсе, биохимические реакции в организме.

А различные музыкальные произведения по-разному оказывают воздействие на эмоции человека. При прослушивании определенной музыки можно освободиться от страхов, напряженности, испуга и других эмоций.

Музыкотерапию сегодня используют даже на этапе внутриутробного развития плода. При различных ассоциативных связях, которые возникают при прослушивании музыки, возможно изменение психического состояния человека.

Цветотерапия как подвид арт-терапии

Использование различных цветовых образов, подобранных специалистами,  оказывает определенное воздействие на человека. На сегодняшний день существует множество методов цветового воздействия. Это может быть медитация на свет – человек определенное время смотрит на те или иные цвета.

Кстати, эффект от медитации мог ощутить любой, кто хотя бы раз долго смотрел на пламя костра. Есть и такой метод цветотерапии, как цветорелаксация. Ее проводит психотерапевт при помощи внушения и воссоздания определенной цветовой атмосферы, которая благотворно влияет на пациента.

Цветотерапию как технику арт-терапии можно проводить не только со специалистом, но и самостоятельно. Достаточно изучить, какое воздействие на человека оказывает тот или иной цвет.

 Фототерапия как подвид арт-терапии

Практически любая фотография, сделанная вами или другими людьми, вызывает определенные мысли, ассоциации, эмоции. Фототерапия  — методика арт-терапии, которая открывает путь к самопознанию, решению психологических проблем, способствует терапевтическому эффекту.

Существуют такие технологии фототерапии, как слайд-терапия, галерея образов, фоторепортаж и др. Используется как повторное переживание отрицательного опыта, отражение различных ситуаций в жизни человека.

Сказкотерапия (библиотерапия) как подвид арт-терапии

Эта методика арт-терапии помогает найти связь между героями в литературном произведении и человеком в реальной жизни – в поведении, характере и т.п. Учитывая разнообразность форм, легкость и естественность при восприятии библиотерапии, она является довольно ценным инструментом в работе с детьми (сказкотерапия). Такая арт-терапия для детей используется для коррекции их поведения.

Библиотерапия в качестве метода лечения применяется очень давно. Его использовали для того, чтобы отвлечь человека от определенных мыслей. Методика прекрасно используется в лечении неврозов.

С помощью чтения книг пациент может обрести внутренний покой и вернуть душевное равновесие.

Также метод библиотерапии используется и для того, чтобы вызвать у человека всплеск психической активности для нормализации физиологических и психических процессов.

Игротерапия как подвид арт-терапии

Позволяет пациентам пережить в игре определенные ситуации, не изменяя свои навыки поведения. Игра оказывает очень сильное влияние на развитие личности. Поэтому игротерапия часто используется в работе с детьми.

Она является эффективным способом коррекции, учитывая физические и психические особенности ребенка. Эта методика арт-терапии используется при таких показаниях, как замкнутость, нарушение поведения, фобии, вредные привычки и т.

д.

Возможности игротерапии неограниченны, а в процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, совершенствовать эмоциональную и волевую сферы.

Песочная арт-терапия

Является невербальной формой психотерапии, позволяющей осуществить общение с самим собой и с окружающим миром. Эта методика арт-терапии позволяет снять внутреннее напряжение, повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.

  • К формам песочной терапии относится как простое пересыпание песка, так и создание отпечатков и целых картин с использованием различных предметов.
  • Игра в песке позволяет человеку выразить все, что ему сложно объяснить словами, обратиться к собственной душе и увидеть то, что в обыденном мышлении ускользает.
  • При взаимодействии с песком и маленькими фигурками из него, человек любого возраста приближает к себе свой внутренний мир – начинает понимать свои желания, разбираться в воспоминаниях и находить решения тех или иных ситуаций.

Арт-терапия — открытие себя (Видео)

Источник:

Технологии арт-терапии в психологии: что дает, виды терапевтической методики

Немногие знают, что для коррекции серьезных психологических проблем иногда нужны не какие-то сложные психотерапевтические приемы, а средства, вполне приятные для души.

Речь идет о методе, который часто используется в современной психологической практике, – это арттерапия.

Арт психологи утверждают, что после прохождения коррекции такая деятельность для многих пациентов превращается в любимый досуг.

Арт терапия – способ психологической коррекции, основанный на синтезе искусства и творчества

Арт-терапия что такое

В переводе понятие «арт терапия» – это лечение искусством (аrt англ. – искусство, therapеia греч. – лечение). Арт психология уточняет термин определением: это «лечение творчеством», так как идет активное задействование творческой сущности человека.

В качестве лечебных средств используются разновидности художественного творчества: рисование, лепка, музыка, литература, театр.

Замечено, с их помощью можно быстрее и проще найти путь к разрешению внутриличностных и межличностных конфликтов, к выходу из кризисных состояний.

Творчество полезно и в работе с психотравмами, тревогами, негативными поведенческими реакциями: гневом, агрессией, тревожностью.

Особенности арт-терапии

Основная особенность арттерапии и одновременно ее отличие от других методик – это использование метафоры, то есть перенос свойства одного предмета на другой. Краткая суть арттерапевтической метафоры в том, что пациент особым способом (например, рисованием или лепкой) создает образ, аналогичный своей проблеме, и работает с ним.

Арт-терапия для детей дошкольного возраста — что это такое

Другая особенность – кроме традиционных изобразительных средств, для метафоры используются разновидности пантомимы, танцы, маскарад, сказки.

К сведению. В артпсихологии считается, что излечение искусством опирается на бессознательное (отсутствие контроля над информацией со стороны сознания).

Информация сохраняется в виде образов и метафор со своей эмоциональной окраской. Чтобы решить психологическую проблему, достаточно найти в бессознательном подходящий образ, создать метафору и вывести ее на уровень осознания.

Далее проработать негативные эмоции и вызвать инсайт, то есть озарение.

Лечение арттерапией опирается на образы бессознательного

Теоретические основы

Жизненные ценности — что это такое, определение

Арт психология признает, что изначально коррекция искусством опиралась на психоаналитические теории известных ученых: З. Фрейда и К. Г. Юнга.

По их мнению, законченный результат творчества (рисунок, скульптура, инсталляция) выдает неосознаваемые психические состояния личности.

Поэтому арт психологические концепции могут определяться с позиций психоанализа.

Бытует мнение, что сама методика и ее название придуманы художником Адрианом Хиллом. Он учил рисованию больных туберкулезом и обратил внимание, что занятия изобразительным искусством отвлекают их от переживаний, тем самым оказывая целительное воздействие. В частности, пациент освобождался от признаков психического расстройства и тревоги посредством рисунка.

Тогда же арт терапевтические методики стали использоваться в образовании, так как педагоги заметили, чем больше ребенок занимается художественным творчеством, тем заметнее становится прогресс в его когнитивном и эмоциональном развитии.

Основные концепции исцеления искусством

Подсознание — что это такое, определение

Творчество в лечении является и ведущим методом, и выполняет вспомогательную функцию. Поэтому современная арт терапия рассматривается на основе двух ведущих концепций:

  1. Искусство через завуалированную метафору помогает воссоздавать психотравмирующую ситуацию и искать ее разрешение через трансформацию самой личности. Пример, творчество – эффективное средство для работы со страхом, возникающим из-за внутриличностного конфликта.
  2. При знакомстве с комплексом готовых художественных произведений (картин, скульптур, фотографий) идет обучение пациента умению познавать собственный внутренний мир и отслеживать свои ощущения.

Цели и преимущества

Арт-терапевты объясняют, почему их привлекает данный метод психологической помощи:

  • Методика может быть назначена практически всем пациентам, независимо от их возраста и состояния, даже беременным женщинам такое лечение не противопоказано.
  • Можно найти приемлемый подход ко многим психологическим проблемам, методика эффективна даже при агрессивности, гневе, тревоге.
  • Привлекают простота, безопасность методики, она не вызывает дискомфорта в общении пациента с арт терапевтом.
  • Оптимизируется процесс психотерапии, когда с помощью образа пациенту легче выразить внутренние конфликты и неосознанные переживания.
  • Невербальные способы активизируют проявление тех чувств, которые индивид привык подавлять.

Уникальные особенности арттерапии используются во многих направлениях отечественной психотерапии

Вывод арт психологов по преимуществам метода: пациенты могут работать с собственным подсознанием не только во время сеанса, но и самостоятельно. Своей естественной формой проявления эмоциональных состояний арт терапия легко превращается в хобби.

К сведению. Сегодня технологии лечения искусством хорошо разработаны, противопоказания не выявлены. Они признаны многими направлениями отечественной психотерапии и одобрены международной практикой. Главная цель арт терапевта – это предоставить пациенту возможность понять через творчество свой внутренний мир.

Виды терапевтической методики

С точки зрения классической арт-терапии, для лечения искусством достаточно тех его видов, которые присутствовали изначально: живопись, графика, лепка. Однако современная практика использует гораздо больше видов терапевтической методики: фотографию, библиотерапию, маски, сказки, музыкотерапию, их число постоянно растет.

Становится популярным комплексное средство – арт синтезтерапия, как сочетание живописи, стихов, драматургии, риторики и пластики.

Изотерапия

Из всех видов наиболее известна изотерапия, то есть коррекция рисованием. Ее широко применяют в работе с дошкольниками для изучения их психоэмоционального состояния.

Среди дошкольных психологов и педагогов доу популярны рисуночные тесты: «Нарисуй свою семью», «Несуществующее животное», «Мои страхи», которые дают возможность взрослым выявить детские проблемы, а детям – вникнуть в собственные чувства и переживания.

Изотерапия эффективна при работе с психологическими проблемами людей всех возрастов

Изотерапия для взрослых пациентов применяется при выявлении и коррекции психосоматических нарушений, трудностей в семейном и социальном общении. Арт терапевты обычно используют как классические (обычное рисование), так и современные технологии:

  • Изображение на мокрой бумаге;
  • Рисование на прозрачном стекле – монотипии;
  • Раздувание краски на бумагу через трубочку;
  • Коллаж – наклеивание разных по фактуре и цвету материалов: газет, глянцевых журналов, природных материалов.

Фототерапия

Излечение фототерапией – доступное современное средство. Арт терапевты включают в работу и готовые фотографии, и оригинальные авторские снимки. Основное содержание приема – в создании, восприятии и обсуждении с пациентом метафоры через фотографический образ. Такой вид арт терапии приветствуется в подростковой среде, так как соответствует их интересам к различным гаджетам.

Музыкотерапия

Музыкотерапия представлена системой музыкальных произведений, эффективно влияющих на поддержание психического здоровья человека.

Это достаточно сложный вид арт терапии, так как требуется строгий подбор произведений, помогающих пациенту входить в определенный образ для самопознания. Музыкотерапия проводится индивидуально и в группах.

Групповая – даже предпочтительнее, так как дает возможность влиять на самочувствие путем обсуждения музыкального произведения с разных позиций.

Сказкотерапия

Сказкотерапия – универсальный вид арт терапии, с успехом применяющийся в работе и с детьми, и со взрослыми. Он незаменим в педагогике не только как средство воспитания моральных качеств, но и для коррекции психологических отклонений.

Если выявляется какая-либо проблема, арт терапевт обсуждает с ребенком подходящий сказочный сюжет или побуждает импровизировать.

Чаще всего в доу сказкотерапию проводят в группе, чтобы можно было обсудить общие возрастные проблемы со всеми детьми.

Сказкотерапия помогает выявлять и корректировать психологические проблемы у детей и взрослых

Упражнения для взрослых

На данный момент известно много техник и упражнений, которые доказали свою эффективность в работе со взрослыми и детьми подросткового возраста. Вот пример некоторых из них:

  • В упражнении «Аватара» цель – создание условий для самопознания, так как человек часто совершает ошибки, не понимая себя, своих желаний, сильных и слабых сторон. Нужно найти образ, максимально отражающий внутренний мир личности, и нарисовать его. На первых порах рисунок может быть схематичным, главное, чтобы он отражал внутреннее состояние.
  • Задание на прорисовку «Образа цели» полезно для подросткового возраста и молодежи, так как позволяет обозначить цель своей жизни и скорректировать жизненные ориентиры. Не нужно опасаться неумения рисовать, можно просто черкать, постепенно каракули складываются в осмысленный рисунок.
  • Интересное упражнение «Жизнь как дорога» помогает пересмотреть и скорректировать жизненные ориентиры человека. Пациента побуждают рисовать дорогу жизни, так, как он себе представляет, с рытвинами и ухабами, прямой или извилистой, отразить места, через которые она проходит. Затем арт психолог предлагает подумать над рисунком и ответить самому себе, доволен ли дорогой, по которой идет, есть ли смысл свернуть. При желании можно изменить рисунок, добавив элементы будущего.

Упражнения для детей

Для ребенка творчество полезно тем, что в нем можно выразить те свои переживания, которые трудно высказать словами.

Арт терапевту достаточно увидеть цвет, характер линий, изображение фигур, чтобы понять настроение малыша, заглянуть в его внутренний мир, определить наличие страха и тревоги.

При помощи творчества можно скорректировать некоторые проблемы, улучшить самочувствие малыша. Примерные упражнения, которые можно предложить детям:

  • В упражнении «Цветок» надо закрыть глаза и представить самый красивый цветок, который известен малышу. Затем задаются вопросы о внешнем виде цветка, где он растет. Такая метафора предполагает раскрытие внутреннего мира ребенка.
  • Упражнение «Мое настроение» помогает изучить внутреннее состояние маленького пациента. Арт психолог предлагает ему закрыть глаза, правильно дышать, чтобы сосредоточиться на внутренних ощущениях, затем нарисовать свое настроение. При обсуждении выясняется, нравится ли ребенку его нарисованный образ, что он вызывает: покой, веселье или тревогу, страх. Это даст возможность скорректировать проблему ребенка.

Эмоциональные переживания ребенка легко отследить по его рисункам

Делая вывод об уникальности лечения искусством, можно говорить, что арт терапия – это одно из лучших психотерапевтических средств, которое ненавязчиво побуждает личность к выявлению и решению сложных задач, показывает разные варианты выхода из проблемы. Главная его польза в том, что раскрываются творческие способности человека, помогающие пережить трудные периоды жизни.

Видео

Источник:

Фототерапия в психологии — техники

Современная цивилизация несет в себе не только комфортные условия для существования, но и множество стрессов и раздражителей, справиться с которыми отлично помогает фототерапия. Психология уже долго практикует это направление для решения многих проблем, ведь личное восприятие изображений может много рассказать о внутреннем мире человека.

Фототерапия – что это такое?

Мощным инструментом психологической помощи заслуженно считают фототерапию. Это вид арт-терапии с набором определенных психотехник, помогающих в решении многих психологических проблем, содействующих личностному развитию и достижению гармонии. Фототерапия — это область психологического воздействия, которая применяется для устранения и таких проблем, как:

  • депрессии и стрессы;
  • семейные проблемы;
  • замкнутость.

Распространенная фототерапия в психотерапии взяла свое начало с появлением большого количества фотографий.

Применяются различные категории и есть аргументы предполагать, что в любой представленной картинке неуравновешенный человек увидит свою проблему и психологу станет легче избавиться от нее.

Но не только проблемы могут стать причиной проведения фототерапии, с помощью нее можно открыть в себе дополнительные возможности:

  • найти свое личное предназначение;
  • полюбить себя;
  • радоваться жизни и оставаться положительным человеком;
  • восстанавливать отношения с близкими и проще переживать утраты.

Фототерапия в психологии

Гармоничное развитие личности в психологии рассматривает как индивидуальный, так и групповой подход. Эффективность фототерапии давно доказана, ведь с помощью нее можно выявить внутренние переживания и проблемы. Специалисты используют следующие способы воздействия на психически неуравновешенного человека:

  • фототренинг;
  • фоторасстановки;
  • психологический фотопортрет.

Современные методы фототерапии собрали большую аудиторию, которая относиться к этому процессу по-разному.

Как оказалось, фотографии могут оказывать на человека сильное воздействие, и не всегда оно будет положительное.

Некоторые расстройства личности не могут перенести визуального воздействия и, если не проконтролировать возникшие эмоции, пациенту может стать хуже. Специалисты выделяют следующие минусы:

  • неконтролируемая агрессия;
  • периодическая неэффективность.

К плюсам относятся следующие моменты:

  • доступность;
  • поднятие самоуверенности;
  • проявление забытых воспоминаний;
  • душевное спокойствие.

Фототерапия в психологии – техники

Популярная фототерапия, фотографии для которой создаются со специальными условиями, применяется в виде нескольких техник. К каждому клиенту индивидуально подбираются альбомы с фотографиями, влияющие на результат работы. Тренинг фототерапия может быть более результативным при комплексном и коллективном подходе.

  1. Техника самостоятельного подбора фотографий и карточек клиентом. Это могут быть не только снимки, но и открытки и фотографии с журналов.
  2. Техника фотографий клиента, сделанные другими людьми, желательно спонтанные.
  3. Техника создания автопортрета;
  4. Техника старинных фотоколлекций, таких как семейные альбомы.
  5. Техника фото-проекций, основанная на восприятии клиентом фотографии.

Фототерапия – упражнения

Несложные упражнения по фототерапии можно проводить в домашних условиях и с детьми после трех лет. Психотерапевт может добавлять в представление фотографий собственные изменения, увеличивая эффективность работ. Стандартными упражнениями являются:

  • слайд-шоу;
  • фоторепортаж;
  • галерея.

Психотерапевт сам выбирает более гармоничный способ подхода к клиенту и дополнительно редактирует его. В обязательном порядке должна быть размеренная беседа и приятная расслабляющая обстановка. Большинство встреч не ограничиваются одним разом, психически неуравновешенные люди приходят снова, считая данное мероприятие своим личным успокоителем.

Читайте также:  Минеральные ванны: свойства, показания и противопоказания

Источник:

Использование техник фототерапии в психологическом консультировании и психологической коррекции

В настоящее время в литературе все чаще используется понятие “фототерапия”, а так же разрабатываются методы, связанные с применением фотографии в контексте арт-терапии. Фототерапия – это психокоррекционное применение фотографии и рисунка, направленное на развитие и гармонизацию личности. Каким же образом школьный психолог может применить данный психокоррекционный метод в работе с детьми?

Для детей и подростков естественнее выражать свои мысли и чувства не словами, а посредством образов, так же как и рисунок, фотография способна выступать для них важнейшим средством общения с окружающим миром.

В работе психолога в школе фототерапия может применятся как элемент психологического тренинга, а также можно использовать в контексте арт-терапии.

Цели применения фототерапии: развитие памяти, внимания, тренировка визуального и понятийного мышления, развитие тонкой моторики, совершенствование навыков самоконтроля и психологических защит, раскрытие внутренних ресурсов личности и творческого потенциала, а также актуализация и проявление латентных потребностей и свойств личности. Фототерапия включает в себя те формы работы, которые можно применить с целью решения проблем адаптации. Работа по методу фототерапии может предполагать использование готовых снимков из семейного альбома, снимков детей и подростков на заданную, актуальную тему, различные фотоколлажи и ассамбляж. Также это могут быть снимки сделанные психологом в течение работы с группой. Для планирования работы в школе с детьми требующими особого внимания по методу фототерапии необходимо знать и учитывать функции фотографии.

Функции фотографии

(по А.Копытину)

Фокусирующая функция

связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию событий, имевших место ранее, — как положительно, так и отрицательно окрашенных.

Данная функция связана с проявлением ранее скрытых свойств личности, ее потребностей и тенденций. Ребенок может открыться самому себе и окружающим с новой стороны благодаря, например, тому, что снимки запечатлели его в непривычном состоянии.

Фотография может способствовать раскрытию и укреплению внутренних ресурсов, быть стимулом к дальнейшему развитию.

  • Коммуникативная функция
  • фотографии состоит в том, что она может передавать чувства и представления, а в более широком смысле — быть средством восприятия, переработки и передачи информации.
  • Стимулирующая функция
  • связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем — прежде всего зрения, кинестетики, тактильной чувствительности.
  • Объективирующая функция

в какой-то мере связана с фокусирующей и заключается в способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления ребенка, отражающиеся в его внешнем облике и поступках. Ребенок может понять, в какой степени его мимика и поза, прическа, одежда, интерьер помещения, где он находится, его друзья в кадре связаны с его чувством и потребностями в изменении своего “Я”.

Отражение динамики внешних и внутренних изменений.

Данная функция проявляется в том случае, когда имеется достаточное количество снимков, позволяющих провести анализ определенных этапов жизни ребенка и увидеть, насколько различаются оформление его внешности, поведение и окружающая среда в разные моменты жизни.

Организующая функция.

[1]

Фотосъемка немыслима без способности ребенка осуществлять свой выбор и определенным образом “встраивать” объект восприятия в систему личных значений, соотносить его со своими потребностями и опытом.

Смыслообразующая функция

заключается в способности фотографии помочь ребенку увидеть смысл поступков и переживаний — как своих собственных, так и других людей. Фотография позволяет “остановить мгновение” и сфокусироваться на нем, что в обыденной жизни многим недоступно.

Экспрессивно-катарсическая функция

реализуется как через восприятие готовых снимков, так и через их создание.

Повторное, иногда более глубокое переживание чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фотографий, особенно если это происходит в присутствии понимающих собеседников, способно приводить к эмоциональному “очищению” и освобождению от тягостных переживаний. Если при создании снимков ребенок находится в кадре, эта функция осуществляется в фотографии за счет выражения чувств посредством позы, мимики, костюма или его атрибутов.

Упражнение с использованием фотографии при групповой работе с детьми 5-го класса

Источник:

Фототерапия как метод оказания помощи лицам с кризисными состояниями. Статья. Арт-терапия. Самопознание.ру

В течение последних десятилетий сложилось множество методов арт-терапии, основанных на использовании изобразительного искусства в качестве символического языка, выражающего то, что невозможно выразить словами. Подобные методы способствовали усовершенствованию процесса вербальной психотерапии. Относительно новым методом арт-терапии является фототерапия, применение которой началось с 1970-х в США и Канаде [1].

Фотография как достаточно привычное и мощное (в плане эмоционального воздействия) художественное средство стала использоваться в качестве вспомогательного терапевтического инструмента не только в арт-терапии, но в разных видах вербальной психотерапии [3].

Фототерапия является системой взаимосвязанных техник консультирования, базирующихся на фотографии. Для фототерапии характерно использование фотографии в качестве инструмента психотерапевтического взаимодействия между специалистом в области психического здоровья (психотерапевтом, психологом) и клиентом [4].

Взгляд человека на любую фотографию порождает мысли и чувства, проецируемые его внутренней картой реальности. Она определяет то, что он видит. Следовательно, «подлинный» смысл фотографии содержится не в самой фотографии, но во взаимодействии между снимком и зрителем, в процессе которого каждый формирует своё собственное, уникальное представление об увиденном [1].

Данная техника называется «фотопроекции». Проецирование личных значений и чувств на фотографию делает данную технику ценным инструментом психотерапии, помогающей клиенту понять свой способ восприятия реальности.

Это относится не только к фотографиям, снятым клиентом, или фото из семейных альбомов, но также к фотографиям, не имеющим прямого отношения к клиентам.

Например, газетные фото, почтовые открытки, журнальная реклама и другой фотоматериал, подобранный психотерапевтом, может использоваться для реализации данной техники [2].

Фототерапия тесно связана с установлением и развитием психотерапевтических отношений. Специалист может привлекать, например, личные фотографии клиента в качестве вспомогательного инструмента его «активизации», оживления его чувств, воспоминаний и представлений.

Принципиально важно, что специалист изначально создаёт для клиента безопасную среду, находясь в которой, клиент может позволить себе быть спонтанным, свободно выражать свои чувства, мысли и фантазии, «играть» с реальностью и экспериментировать с новыми формами опыта.

Посредством фотографии специалист работает с личностью клиента, помогая ему выразить и понять себя, а также создаёт условия для коррекции и развития его отношений с собой и окружающим миром [1].

Развивающее и исцеляющее воздействие, связанное с восприятием или созданием фотографий, может проявляться и в повседневной жизни людей, а также в процессе их самостоятельных занятий фотографией. Сам процесс творческого самовыражения ведёт к достижению тех или иных положительных психосоциальных эффектов. «Общаясь» с фотографиями или создавая их, человек как бы «лечит» себя сам.

Искусство фотографии многогранно и вездесуще. Оно связано с созданием, преобразованием и восприятием визуальных, фотографических образов. Некоторые исследователи относят фотографические образы к так называемым техническим [4], или техногенным образам, то есть образам, создаваемым аппаратами, и на этом основании даже высказывают предположение о коренном изменении культуры и бытия человека.

Технические, фотографические образы являются универсальными кодами культуры, действительными для всего общества; они способны преодолевать языковой барьер. Фотография ввела образы в повседневную жизнь, сделала их общими знаменателями для искусства, науки и политики (в смысле всеобщих ценностей) [4], наряду с кино и телевидением, фактически сделала их творцами массовой культуры.

По своей природе фотография социальна: она связана с контактами между людьми и передачей значимых для них чувств и представлений.

Фотография выступает мощным инструментом конструирования психологической идентичности современного человека.

Создаваемые им самим и другими людьми образы (визуальные культурные тексты) подвергаются интериоризации и фактически формируют программы поведения, своеобразные жизненные сценарии.

Поскольку визуальные образы, в отличие от речи, затрагивают не только сознание, но и бессознательную сферу человека и способны преодолевать психологические защиты, их влияние может зачастую быть более глубоким, чем поучения.

Негативные чувства и воспоминания, которые хранятся в подсознании и не имеют вербального доступа, зачастую не осознаются клиентом.

Они выходят на поверхность благодаря сенсорным раздражителям (таким как запах или визуальный материал), действующим спонтанно и интуитивно, минуя обычные защитные барьеры и вербальные объяснения, зачастую скрывающие мощь этих чувств и причиняемую ими сильную боль.

Чтобы «высвободить» данную информацию для дальнейшей работы, необходимо обойти обычные вербальные каналы, незаметно проникнуть на уровень чувств, до того, как сознание замаскирует или опровергнет их.

Для клиента обычно намного безопаснее говорить о людях на фотографиях (даже если среди них он сам), чем о себе напрямую, поскольку в последнем случае информация может представлять слишком большую угрозу. Фотографии могут успешно применяться в процессе преодоления барьеров. Они могут способствовать проникновению в подсознание, сохраняя при этом возможность управлять процессом, поскольку фотографии предоставляют клиенту безопасную дистанцию и позволяют работать на метафорическом уровне с визуальными символами.

Поскольку техники фототерапии являются комплексом вспомогательных инструментов «активации», а не фиксированными рекомендациями, основанными на определённым теоретических принципах или психотерапевтической системе, они могут использоваться любым квалифицированным психотерапевтом или психологом.

Итак, фототерапия — один из методов арт-терапии, набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Фототерапию можно использовать при консультировании личностных проблем и в сложных жизненных ситуациях, так как фотографии обладают метафорическим, символическим языком и «говорят» с бессознательным.

Список литературы

  1. Вайзер Дж. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей/Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. С. 64–108.
  2. Копытин А.И. «Техники фототерапии». — Санкт-Петербург: издательство «Речь», 2010, 128 с.
  3. Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. — СПб: Речь, 2003.
  4. Флюссер В. За философию фотографии. — СПб., 2002.
Фотографии являются следами наших умов,зеркалом нашей жизни, отражением наших сердец,застывшими воспоминаниями. (Джуди Вайзер)Использование открыток и фотографий в психотерапевтической практике относится к направлению фототерапии. Восприятие образов всегда уникально, зависит от особенностей личности… Читать дальше Арт-терапия — это увлекательный процесс, возвращающий к себе, дающий понять свои чувства, эмоции, ощущения, помогающий восстановить уверенность в себе и стремление к осознанной полноценной жизни! Арт-терапия в переводе с латинского языка означает «ars» — искусство, ремесло, «therapia» — уход, забота… Читать дальше
Очень часто за фразой: «Я не умею рисовать», — стоит внутренняя установка: «Я не желаю рисковать». И рискнув «начать рисовать», вы сможете задействовать новые грани своих возможностей.Рисовать умеют все взрослые люди, способные держать карандаш в руке. Для самовыражения абсолютно… Читать дальше Умение или неумение рисовать — это один из вопросов современной культуры, связанный с большим количеством комплексов, запретов, представлений, причём не слишком благоприятных. Очень большое количество людей считают, что чтобы создать картину, надо быть художником или очень талантливым от рождения… Читать дальше

Источник:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.