Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных технологий
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться.
В.А. Сухомлинский
Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Физиологами давно доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина). Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что формирование речевых областей мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Л.С.
Выготский утверждал, что «если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речь и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому». В последнее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения.
У детей с ОНР отмечаются неуверенная координация движений, пальцев, моторная неловкость, неточность движения, трудности усвоения двигательных программ и переключения, синкинезии, снижение ловкости и скорости выполнения движений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
У детей вызывает затруднения застёгивание пуговиц, молний, завязывание узлов, бантов. В школе у таких детей очень медленный темп письма, петельки и крючочки неровные, нажим неравномерный, буквы разного размера и не на рабочей строке.
Таким образом, работа по развитию моторики с детьми с ОНР должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, мы оказываем влияние на развитие речи и познавательных процессов, готовим руку к обучению письму. Мы предполагаем, что развитие и коррекция речи детей с ОНР будет проходить эффективнее при использовании на занятиях упражнений для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук с применением нетрадиционных технологий.
Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:
• формирование познавательной активности и творческого воображения детей; • развитие слухового, зрительного восприятия, творческого воображения; • развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; • развитие просодической стороны речи: чувство темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Изучив методическую литературу по проблеме были выделены следующие нетрадиционные технологии:
— японский пальчиковый массаж и самомассаж (Йосиро Ццуцуми); — криотерапия. Для реализации работы по развитию мелкой моторики был составлен перспективный план, в котором включены темы, игры и упражнения с использованием нетрадиционных технологий. Для формирования мелкой моторики в логопедическом кабинете была создана необходимая развивающая среда «Центр моторного и конструктивного развития», где подобрано оборудование для реализации поставленных задач, создан набор нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики, мышечного тонуса, двигательных координаций, тактильных ощущений: мозаики; шнуровки; расчески для волос; бигуди липучки; бытовые и зубные щетки; прищепки; мячи; застегивание и расстегивание пуговиц; штриховки; нанизывании бус; пуговиц; выкладывание узоров из бисера; работа с крупами; работа с песком и т.д. Работая с детьми по данному направлению прилагаю все усилия, чтобы развить и укрепить руку и пальчики ребенка, сделав их послушными, подвижными и ловкими.
Основные принципы работы по развитию мелкой моторики рук у детей соответствуют основным педагогическим принципам и носят развивающий характер, систематичность и последовательность, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ОНР.
Для эффективности работы соблюдаются следующие принципы:
Принцип осознания совершаемых действий – действия сопровождаются проговариванием Принцип развернутости освоения навыков – механизм и темп освоения у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому при работе отрабатываем навыки освоения движений каждого ребенка в оптимальном именно для него режиме.
Принцип обратной связи – по ходу занятия подсказываю, комментирую, помогаю ребенку, что позволяет ему в случае ошибки корректировать свои двигательные действия. японский пальчиковый массаж и самомассаж (Йосиро Ццуцуми) Существует несколько приемов данной методики массаж пальцев
цель: нормализация мышечного тонуса
задачи: 1. укрепление и стимуляция мышц 2. ознакомление ребенка с приемами массажа; описание: дети делают массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками. массаж ладоневых поверхностей нетрадиционным материалом: — каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «Марблс»; — грецкими орехами; — шестигранными карандашами; — четкими. цель: нормализация мышечного тонуса задачи: 1. укрепление и стимуляция мышц 2. ознакомление ребенка с приемами массажа;
описание: данный метод основывается на традиционной акупунктуре и характеризуется эффективностью, безопасностью и простотой.
На ладони человека находится множество биологически активных точек, воздействуя на которые можно влиять на соответствующий орган в коре головного мозга. Массаж также используют при плохой подвижности пальчиков. Этот метод улучшает моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Массаж проводится при помощи нестандартного оборудования в сочетании со словесными играми и упражнениями по коррекции звукопроизношения.
Массаж ладоневых поверхностей нетрадиционным материалом: -каменными, металлическими или стеклянными разноцветным шариками «Марблс» их нужно — вертеть в руках — щелкать по ним пальцами — «стрелять» — направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания
«Сделай рисунок по образцу»
Археолог Выложи букву, цифру Дорисуй предмет Массаж ладоневых поверхностей нетрадиционным материалом — грецкими орехами их нужно: — катать два ореха между ладонями — один орех прокатывать между пальцами — удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук Массаж ладоневых поверхностей нетрадиционным материалом — шестигранными карандашами. Их нужно: — пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами — удерживать в определенном положении в правой и левой руке Массаж ладоневых поверхностей нетрадиционным материалом — четками Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.
Массаж и самомассаж рекомендуется проводить: 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках до 5минут (малышам), от 3-5 упр., между которыми проводить расслабление мышц. Каждое упр. выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук. Выполняя движения, нужно проговаривать действия, показ давать на себе или ребёнке. Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.
Криотерапия
одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов — первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением (от холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление), что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей, импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.
Методика проведения криотерапии.
Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет. Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда. На заметку! Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе. Обычно игры со льдом очень нравятся детям.
Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:
1 этап – чередование теплых и холодных процедур. Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
1 категория игр
Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд; «Пересчитай камешки» 2 категория игр Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд. 3 категория игр Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд. 4 категория игр Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд. 2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой. После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога. 3 этап — развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом. С целью повышения эффективности коррекции выраженных речедвигательных нарушений мы так же используем элементы методики искусственной локальной гипотермии (криотерапия). Метод заключается в следующем: прикладываем поочередно ледяные аппликации на мышцы речедвигательного аппарата – по контуру губ по 6-ти точкам: 1.у крыльев носа – 2 точки; 2.верхняя губа – 1 точка; 3.нижняя губа – 1 точка; 4.уголки губ – 2 точки. Одномоментное наложение льда на одну из зон криовоздействия от 5 до 30 сек. Общая продолжительность во время одного сеанса от 2 до 7 мин. Курс состоит из 15-20 ежедневных сеансов. Искусственная локальная гипотермия создает функциональную базу для обеспечения перехода на более высокий уровень двигательной активности артикуляционных мышц и возможность для оптимальной целенаправленной коррекционной работы в развитии активной речи. Сразу же после сеанса криотерапии проводится занятие по выработке новых речедвигательных навыков. При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др). В заключение можно сказать, что игры с водой и со льдом вызывают у наших воспитанников радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких впечатлений, переживаний. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще, и способствуют положительной динамики в коррекционной работе.
Читайте также: Уфо в физиотерапии: показания, механизм действия и методика
Вывод:
В результате изучения и проведения целенаправленной работы по развитию мелкой моторике детей с ОНР во время непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности позволило решить очень важные задачи речевых нарушений у детей. В процессе работы дети создают образ действием и словами, что дает возможность активно развивать речевую деятельность: артикуляционную моторику, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; сценическое мастерство: мимику, пантомимику, движения, жесты. Речь детей стала более грамотной, выразительной, эмоциональной, а это поможет быть ребенку общительным, преодолеет застенчивость, разовьётся уверенность в своих силах и будет способствовать успешному обучению в школе.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь воспитателей, родителей, других специалистов детского сада помогает добиваться поставленной цели.
Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Данная работа способствует полноценному развитию мелкой моторики у детей, влияние которой на развитие речи неоспоримо.
Эссе учителя — логопеда Эссе учителя — логопеды школы Эссе учителя-логопеда детского сада Эссе учителя-логопеда ДОУ
Источник:
Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Тема:«Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».
Курманова З.В.
Учитель-логопед МДОУ д/с № 172 общеразвивающего вида, г.Ярославля
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится все актуальнее.
Актуальность представленной темы обусловлена тем, что двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а, кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей этого возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма.
Поэтому, для педагогов очень важно постоянно искать и находить объективно существующие точки соприкосновения различных областей знаний, на этой основе вырабатывать единый механизм формирования знаний, умений, навыков, развития способностей, активно воздействовать на воспитанников специфическими для каждой дисциплины средствами с целью создания широкой и прочной базы, на которой можно решать учебно-воспитательные задачи.
Криотерапия или контрастная терапия – один из таких методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает.
Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.
Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.
- Говоря о формировании графо-моторного навыка у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием метода криотерапии, необходимо отметить, что проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.
- Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.
- Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.
Занятия с использованием метода криотерапии проводятся через 1-2 дня в течение месяца. От раза к разу увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах, что позволяет от раза к разу увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий.
- Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:
- 1 этап – чередование теплых и холодных процедур.
- Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
- 1 категория игр
- Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд.
- 2 категория игр
Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
3 категория игр
Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4 категория игр
Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.
После протрехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук,т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.
- После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.
- 3 этап — развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
- После проведённой коррекционной работы, было организовано экспериментальное исследование, имеющее целью анализ эффективности предложенной системы мероприятий по развитию графо-моторного навыка с применением метода криотерапии, которое показало, что использование данного инновационного и нетрадиционного метода в коррекционно-логопедических мероприятиях способствует успешному формированию графо-моторного навыка у данной категорией детей и позволяет им в последствии успешно овладевать графикой письма.
- Следовательно, если в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, целенаправленно использовать метод криотерапии в сочетании со специальными упражнений и заданиями, то это будет способствовать развитию графо-моторного навыка у этих детей и отразится на успешности последующего овладения ими графикой письма.
Источник:
Материал по логопедии: Криотерапия | Социальная сеть работников образования
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я расскажу об инновационных технологиях в работе учителя логопеда. Инновация в логопедии всегда связанна с необходимостью решать ту или иную коррекционную задачу.
В наши дни ТНР усложнились неспособностью детей удержать, автоматизировать и самостоятельно вести в речь уже поставленные звуки.
Из-за низкой способности концентрироваться, понять и выполнить словесную инструкцию, ребёнку бывает трудно посмотреть на себя в зеркало и удержать внимание на несколько секунд.
Не смотря, на все сложности, мы должны выпустить в школу ребёнка, который должен уметь грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. И здесь мне на помощь пришли современные, инновационные технологии. Расскажу подробно об одной из них.
«Криотерапия»
Недавно мы с ребятами освоили одну из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами.
Эффект основан на изменении деятельности сосудов – первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением (от холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего развивается двигательная зона.
Это оказывает влияние на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики, как следствие, улучшается процесс овладения графикой письма, а параллельно и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребёнка.
Криотерапия
– не требует особых затрат, специального оборудования, что является особенно ценным в домашних условиях и в стенах ДОО.
Методика проведения Для проведения криотерапии необходимы кусочки льда, чтобы детям было более интересно манипулировать ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму, или поместить маленький [«секретик» в замороженный кусочек льда.
На своих занятиях мы используем такие занятия как: «Достань игрушку», «Пересчитай камешки», «Тает льдинка», «Выложи узор», и реализуем фантазии, которые предлагают дети. Контакт со льдом продолжается от 15 секунд до 1-2х минут, в зависимости от упражнения. После работы со льдом необходимо сделать растирание, разогревающий массаж, закутать руки в мягкое сухое полотенце.
Так же необходимо учитывать состояния здоровья ребёнка и склонность к простудным заболеваниям. Игры со льдом вызывают у ребёнка радостное настроение, дают ребёнку много эмоционально ярких впечатлений и переживаний. Все знания, которые ребёнок получает на занятиях со льдом усваиваются гораздо быстрее, что способствует положительной динамики в коррекционной работе.
Для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование современных технологий вызывает интерес у детей и помогает решить эту проблему.
Источник:
Статья на тему: “Использование элементов криотерапии на логопедических занятиях с детьми с ТНР в дошкольной образовательной организации”
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КРИОТЕРАПИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
С ДЕТЬМИ С ТНР В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Полноценное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья это разносторонний процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. Педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте.
Вопрос, развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, стоит довольно остро у педагогов. Ведь у детей возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук, а в частности, пальцев. Также могут наблюдаться разные особенности в формировании мелкой моторики рук.
И это проявляется, первоочередно, в недостаточной координации пальцев рук. А известно, что отставание у детей в развитии моторики, часто сопровождается отставанием в развитии речи.
Мы знаем, что речь зависит от показателя степени участия подвижности пальцев рук (так как имеется близость расположения речевых зон с двигательными зонами в коре головного мозга).
Дети с ОВЗ, у которых недостаточно сформирован и развит процесс совершенствования мелкой моторики, не в полной мере сформированы такие функции как: зрительная память, произвольное внимание, навыки зрительно-двигательной координации. Там, где ребенку требуется использовать точные и согласованные движения кистей и пальцев рук, дети, у которых слабо развита мелкая моторика, будут испытывать значительные затруднения.
Логопедические методы и технологии коррекции на протяжении уже многих десятилетий остаются почти неизменными.
И поэтому нам, молодым учителям-логопедам, интересно осваивать альтернативные, здоровьесберегающие и инновационные формы и технологии по оказанию логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Свой опыт работы мы направили на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ, через такую инновационную, здоровьесберегающую технологию, как криотерапия.
Криотерапия – это одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики. В ней содержится работа по использованию игр со льдом. Отмеренное по качеству и времени воздействие холода на нервные окончания пальцев влияет очень благотворно на ребенка.
Весь этот эффект основан на функционировании сосудов — первостепенно происходит спазм мелких артерий, а затем происходит расширение артерий, что усиливает, очень хорошо, приток крови к тому месту, где происходит воздействие льда у ребенка. Вследствие чего происходит улучшение питания тканей. Обычно игры с ледяными фигурками очень нравятся детям.
В этих играх желательно совмещать работу логопедическую по формированию управления артикуляционным аппаратом с общей моторикой ребенка.
Так как, речь формируется быстрее под воздействием импульсов, которые поступают в головной мозг от пальцев рук, для стимуляции центральных отделов речедвигательного анализатора и возникновения четких речевых кинестезий, воздействие низких температур можно применять и на мышцах верхних конечностей.
Таким образом, используя игры со льдом, совершенствуется более тонкие движения кисти руки, это ведёт к осуществлению чётких движений и, вследствие чего, улучшает процесс развития речи.
В первом случае, можно сказать, что игры со льдом становятся ведущим методом, коррекционного воздействия, а во втором случае, они могут использоваться в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка и развивать его сенсомоторные навыки.
Все зависит от физиологических особенностей и возможностей детей, от целей и задач коррекционно-развивающей деятельности. Также криотерапию можно использовать, как во время индивидуальной, так и подгрупповой образовательной деятельности.
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелые нарушения речи, показывает, что использование криотерапии дает положительные результаты в образовательной деятельности, в самопознании, саморазвитии и самореализации.
Источник:
Криотерапия в коррекционной работе
Осколкова Л.А., учитель-логопед
МАДОУ ЦРР – д/с № 50 г. Тюмени
Криотерапия или контрастная терапия – один из методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает.
Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.
Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.
Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в пакетах для замораживания льда, специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.
Для того чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.
- Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:
- 1 этап – чередование теплых и холодных процедур.
- Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
- 1 категория игр
- Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд.
- 2 категория игр
Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
3 категория игр
Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4 категория игр
Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.
После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.
После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.
3 этап — развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
Возможно осуществлять криомассаж подошвенных областей стоп ребенка по разработанной методике О.Ф.Кузнецова. Движения осуществляются по кругу, по часовой стрелке.
Процедуру рекомендуется проводить через день, длительность каждой от 7 до 20 секунд. Курс включает в себя 10-12 процедур в течение осени, зимы и весны.
Криомассаж нормализует нервную систему ребенка, улучшает аппетит, сон, настроение и общее состояние. Организм ребенка становится более устойчив к заболеваниям.
Криотерапия проводится как во время групповых и индивидуальных занятий, так и в свободное время. Применение приемов и методов криотерапии благотворно влияет на развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается и артикуляционная моторика, и произносительные навыки детей, и в целом состояние их самостоятельного высказывания.
При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми.
Криотерапия противопоказанапри повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).
Криотерапия в преодолении гиперсаливации.
Этот метод основывается на том, что гиперсаливация часто связана со сниженой чувствительностью, т.е. ребёнок не чувствует, что у него накопилась слюна и ему надо сглотнуть. Криотерапия используется для повышения чувствительности. Этот метод даёт результат не во всех случаях и требует нескольких месяцев работы, но безопасен и не травматичен.
Расположение активных точек в области губ: две точки по уголкам губ, две пары от центра – самые высокие и самые низкие.
Данное упражнение заключается в поочередном прикладывании кусочка льда к расположенным по контуру губ шести точкам. Длительность удерживания кусочка льда на точках может колебаться от пяти секунд до 1 мин.
Динамика преодоления гиперсаливации при дизартрии во многом зависит от степени выраженности речевого нарушения и самого симптома. У детей с ДЦП гиперсаливацию преодолевать сложнее, чем у детей со стёртой формой дизартрии.
В некоторых случаях избыточное слюнотечение можно просто уменьшить, но не убрать его совсем, но бороться с эти неприятным явлением стоит.
Особое внимание хочу обратить на случаи, когда гиперсаливация является физиологическим явлением. Это период прорезывания молочных зубов у детей. У ребёнка до 2 лет слюна может течь ручьём.
И чем младше ребёнок, тем сильнее она течет, но после 2 лет саливация обычно приходит в норму и не должна беспокоить ребёнка и родителей. Если у ребёнка старше двух лет постоянно течет слюна, на это надо обратить внимание.
Если при этом имеется и задержка речевого развития, стоит обязательно показаться неврологу и логопеду.
Криотерапия в коррекционной работе.
Осколкова Л.А., учитель-логопед
МАДОУ ЦРР – д/с № 50 г. Тюмени
Криотерапия или контрастная терапия – один из методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает.
Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.
Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.
Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в пакетах для замораживания льда, специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.
Для того чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.
- Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:
- 1 этап – чередование теплых и холодных процедур.
- Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
- 1 категория игр
- Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд.
- 2 категория игр
Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
3 категория игр
Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4 категория игр
Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.
После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.
После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.
3 этап — развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
Возможно осуществлять криомассаж подошвенных областей стоп ребенка по разработанной методике О.Ф.Кузнецова. Движения осуществляются по кругу, по часовой стрелке.
Процедуру рекомендуется проводить через день, длительность каждой от 7 до 20 секунд. Курс включает в себя 10-12 процедур в течение осени, зимы и весны.
Криомассаж нормализует нервную систему ребенка, улучшает аппетит, сон, настроение и общее состояние. Организм ребенка становится более устойчив к заболеваниям.
Криотерапия проводится как во время групповых и индивидуальных занятий, так и в свободное время. Применение приемов и методов криотерапии благотворно влияет на развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается и артикуляционная моторика, и произносительные навыки детей, и в целом состояние их самостоятельного высказывания.
При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми.
Криотерапия противопоказанапри повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).
Криотерапия в преодолении гиперсаливации.
Этот метод основывается на том, что гиперсаливация часто связана со сниженой чувствительностью, т.е. ребёнок не чувствует, что у него накопилась слюна и ему надо сглотнуть. Криотерапия используется для повышения чувствительности. Этот метод даёт результат не во всех случаях и требует нескольких месяцев работы, но безопасен и не травматичен.
Расположение активных точек в области губ: две точки по уголкам губ, две пары от центра – самые высокие и самые низкие.
Данное упражнение заключается в поочередном прикладывании кусочка льда к расположенным по контуру губ шести точкам. Длительность удерживания кусочка льда на точках может колебаться от пяти секунд до 1 мин.
Динамика преодоления гиперсаливации при дизартрии во многом зависит от степени выраженности речевого нарушения и самого симптома. У детей с ДЦП гиперсаливацию преодолевать сложнее, чем у детей со стёртой формой дизартрии.
В некоторых случаях избыточное слюнотечение можно просто уменьшить, но не убрать его совсем, но бороться с эти неприятным явлением стоит.
Особое внимание хочу обратить на случаи, когда гиперсаливация является физиологическим явлением. Это период прорезывания молочных зубов у детей. У ребёнка до 2 лет слюна может течь ручьём.
И чем младше ребёнок, тем сильнее она текчет, но после 2 лет саливация обычно приходит в норму и не должна беспокоить ребёнка и родителей. Если у ребёнка старше двух лет постоянно течет слюна, на это надо обратить внимание.
Если при этом имеется и задержка речевого развития, стоит обязательно показаться неврологу и логопеду.
Источник:
Использование здоровьесберегающих технологий в группе детей с ОНР
Речевое развитие детей является важным этапом в жизни дошкольников. И поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и всех психических процессов. Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.
У большинства детей с ОНР недостаточная устойчивость внимания на занятиях, в совместной и продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Отмечается низкая мнемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления).
У таких детей при овладении мыслительными операциями, доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Часто дети соматически ослабленны и имеют замедленное развитие локомоторных функций (манипулятивную деятельность рук, силовую выносливость мышц и суставов). При выполнении движений по словесной инструкции возникают наибольшие трудности, встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Так же у детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с ОНР отмечаются трудности формирования саморегуляци и самоконтроля.
- Имея продолжительный опыт работы в группе компенсирующей направленности и сталкиваясь с вышеперечисленными трудностями в развитии детей с ОНР, я решила выбрать приоритетным направлением своей работы: использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми и в ходе режимных моментов.
- Современные здоровьесберегающие технологии позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии личности ребенка.
- Одними из таких современных здоровьесберегающих технологий, считаю использование контрастотерапии, криотерапии и арт-терапии.
Арт-терапия (методы творческого самовыражения)в дошкольном возрастеприменяю во всех видах непосредственно образовательной деятельности, рисование различными средствами художественного творчества, составление коллажей, оригами, объемные поделки из мятой бумаги и др. (например в познании, коммуникации, в художественном творчестве).
Большим успехом у дошкольников пользуется такой арт–метод, как «Песочная игра».На коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОНР игры в песочнице — один из естественных способов творческого выражения личности ребенка.
Возникающие в играх на песке образы и символы могут быть использованы как средство диагностики и позволяют выстраивать индивидуальную программу коррекции.
Причем, занятия в песочнице могут быть как основным, так и вспомогательным инструментом профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми.
Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреагировать на негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность, застенчивость)
Криотерапия — одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами.
Эффект основан на изменении деятельности сосудов — первоначальный спазм мелких артерий сопровождаться выраженным их расширением, что значительно усиливает приток кровик месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, ноиногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, pacсказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.
Мной была подготовлена консультация с показом и подробным объяснением назначения и смысла данных здоровьесберегающих технологий, а так же запущена анкета, в которой родители, написали согласие или не согласие на то чтобы с их ребенком проводилась данная работа. Анкета (см.
приложение 1)
Емкость для криотерапии — это пластмассовый лоток, в который высыпаются шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок не поранит о них пальцы.
Изготавливаются цветные льдинки, окрашенные при помощи свежевыжатого сока овощей со всевозможными вмороженными предметами, на усмотрение педагога. Детям особенно нравится такое разноцветное ассорти.
Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет cnpятанные там пластмассовые или деревянные фигурки опущенные в лоток заранее, пересчитывает шарики, ощупывая их пальцами. Лед, заготовленный заранее, можно хранить в течение 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе.
Рекомендуется организовывать занятия с использованием криотерапии по следующей схеме: одна, две процедуры в неделю в течение месяца, наиболее эффективно сочетание с контрастотерапией.
Контрастотерапия — использование контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. Для использования контрастотерапии необходимы две ванночки с водой такой формы, чтобы в них кисть ребенка могла погрузиться полностью.
Оптимальное сочетание температур 45°С (горячая вода) и 16-18°С (холодная вода). Перерыв между сеансами криотерапии и контрастотерапии — не менее 2,5 — 3 месяцев. Данную технику эффективно использовать с детьми во второй половине дня, не более 3-5 минут, в зависимости от возраста детей, не чаще 2-3 раз в неделю.
- Моя работа по внедрению данных здоровьесберегающих технологий в группе детей компенсирующей направленности с ОНР (подготовительная группа), состояла из 3 этапов в течение одного года.
- 1 этап — подготовительный:
- — приобретение и изготовление оборудования;
- — работа с родителями;
- — составление перспективного плана работы.
- 2 этап – основной:
- — организация работы по перспективному планированию.
- 3 этап – заключительный:
- — проведение диагностического обследования;
- — анкетирование родителей.
- Сравнительный анализ заболеваемости за 2 года в группе компенсирующей направленности «Солнышко» показал, снижение простудных заболеваний за 2 года в среднем составил 8%.
- Что свидетельствует об эффективности использования данных здоровьесберегающих технологий.
- Перспективное планирование.
- Использование здоровьесберегающих технологий в группе детей с ОНР.
- Цель: Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Задачи:
- — Обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.
- — Развитие познавательных процессов.
- — Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.
- — Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.
- — Расширение эмоционального опыта.
- — Воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества.
П/П№ | Дата | Лексическая тема | Применяемые технологии | Цель применения технологии |
1 | Сентябрь |
|
|
|
2 | Октябрь | Моя семья. Наш город. Моя улица. |
|
Снижение импульсивности, тревоги, агрессии. Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей. |
3 | Ноябрь | Домашние животные. Дикие животные. |
|
Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развитие познавательных процессов. |
4 | Декабрь | Зимние забавы. Новый год. |
|
|
5 | Январь | Зимующие птицы. Как звери зимуют. |
|
Расширение эмоционального опыта. Развивать пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объёмными предметами |
6 | Февраль | Транспорт. День защитника Отечества. |
|
Воспитывать уверенность в своих силах и способностях Расширение эмоционального опыта. |
7 | Март | Мамин день. Весна |
|
Развитие моторики и умения экспериментировать. Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов. |
8 | Апрель | Игрушки. Школа Школьные принадлежности |
|
Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей. Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей. |
9 | Май | День Победы. Насекомые. |
|
Расширение эмоционального опыта. Развивать пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объёмными предметами |
Литература:
1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. — СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
3. Мардер Л. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –Изд. Генезис, 2007. – 147 с.
4.Пятница Т.В., Солодухина-Башинская Т.В. «Справочник дошкольного логопеда»
Издательство: Феникс, 2009-480 с.
5. Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».
- Приложение1
- Анкета для родителей
- Использование современных технологий для укрепления психического и физического здоровья детей в дошкольном учреждении.
- Цель: Выявить уровень компетентности родителей в вопросах применения оздоровительных методик
1. Знакомо ли вам понятие современные технологии? |
2. Известны ли вам какие-нибудь технологии образования и воспитания? |
3. Как вы относитесь к использованию здоровьесберегающих технологий в детсаду? |
4. Как Вы считаете, стоит ли уже в дошкольном возрасте проводить криотерапию или контрастотерапию? |
5. Согласны ли вы чтобы ваш ребенок принимал участие в оздоровительных мероприятиях? |
6. Какой результат вы хотели бы видеть от данной работы с детьми? |
Источник: