Хромотерапия – что это такое, применение и особенности у детей – Сайт о лечебной физической культуре

hro

Евгения Климкович

Мои уважаемые читатели, рада видеть вас снова. Здравствуйте! Абсолютно у каждого из нас есть свой любимый цвет. Более того, мы иногда замечаем, что окружающая нас цветовая палитра оказывает сильное влияние – иногда будоражит, иногда успокаивает. И ни для кого не секрет, что правильный подбор цветовой гаммы – это залог хорошего самочувствия.

Знаем об это не только мы. Знали об этом ещё наши древние предки. Потому совсем неудивительно, что целительные спектральные возможности стали рассматриваться в нетрадиционной медицине как способ сделать нас здоровыми и умиротворёнными.

Если для взрослых лечение цветом в психологии прописывается для снятия стресса, то цветотерапия для детей – это залог их гармоничного развития.

Что умеет цветотерапия?

Основа цветотерапии – её возможность воздействовать на наше психоэмоциональное состояние и самочувствие. Происходит это посредством восприятия многогранной цветовой гаммы через зрение. От глазных рецепторов начинается цепная химическая реакция, активирующая электрические импульсы, а это в свою очередь, включает нашу нервную систему.

Так мы стучимся в наш мозг и вырабатываем нужные гормоны, с помощью цветовой палитры исправляя себе настроение, избавляясь от грусти либо настраиваясь на активную работу.

Если верить исследованиям учёных, значение цветов играет немаловажную роль в нетрадиционном лечении наших внутренних органов. Так,

  • зелёные оттенки отвечают за нормальное функционирование печени и желчного пузыря,
  • синяя палитра встаёт на защиту позвоночника и даёт отпор инфекциям,
  • красный работает на улучшение кровотока и воздействует на сердце,
  • жёлтый помогает тем, у кого есть проблемы с пищеварением и включает аппетит,
  • оранжевый помогает эндокринной системе,
  • белый отвечает за органы дыхания,
  • чёрный исцеляет мочеполовую систему.

Однако всё-таки основная задача любой цветотерапии – скорректировать эмоциональное состояние, потому психологи для детей, в особенности с ограниченными возможностями и психическими проблемами, а также имеющими диагнозы гиперактивности,  этот метод используют заметно часто.

Он позволяет через предпочитаемые цвета, используемые в рисунках, выявить проблемы в развитии детской психики, достать из глубины детской души страхи и вылечить неврозы.

Благодаря простому изменению цвета в окружении ребёнка можно справиться с детской апатией и раздражительностью, усмирить чрезмерно активных и побудить к действию чрезмерно ленивых. И эти возможности природы стали широко использоваться в детских садах и школах.

Для дошкольного возраста это незаменимая помощь психологам, чтобы в игровой форме лишний раз убедиться, что ребёнок развивается в нужном русле либо вовремя скорректировать его поведение. Детям школьного возраста цветотерапия помогает расслабиться после тяжёлого учебного дня и восстановить силы.

Как работать цветотерапией?

Цветовые приёмы предполагают, в первую очередь, определиться с любимыми цветами Вашего ребёнка и понять значение эти предпочтений. Как правило, дети дошкольного возраста среди всех предложенных разноцветных карандашей выбирают активные красный, жёлтый либо зелёный. И это вполне нормально, так как говорит о том, что ребёнок развивается «по годам» гармонично.

В таком возрасте дети активны, интересуются всем, что их окружает, предпочитают новое и необычное. Этим и объясняется яркий выбор. Цвет является барометром их настроения и отношения к окружающему миру.

Реже бывает, что дети детсадовского возраста, ещё пребывающие в своём счастливом детстве, вдруг предпочитают неконтрастные монохромные белый, серый либо чёрный. Такие ребята чаще замкнуты и необщительны, чем и объясняют психологи такой выбор.

Тёмная гамма станет подсказкой для взрослых о том, что у ребёнка где-то в глубине души спрятались его маленькие страхи и тревоги, показывает о заниженной самооценке и неуверенности в собственных силах. Для школьного возраста предпочтение чёрного нередко является символом протеста.

После определения любимых цветов психологи используют цветотерапию, чтобы вернуть замкнутых и обеспокоенных чем-то детей в их счастливое детство, подбирая для них свою гамму. Для этого личное пространство  ребёнка наполняется его любимым цветом, который дополнит счастливые моменты, либо тем, который исправит неблагоприятную ситуацию.

Цвета — целители

И каждый оттенок несёт в себе своё целительное свойство для детской души.

  • Яркий красный – это один из основных цветовых оттенков в цветотерапии, от которого веет теплом. Он повысит работоспособность и активность, сделает выносливее и ускорит мыслительный процесс. Для остроты зрения красный тоже необходим. В общем, этот цвет всё повышает. Однако у него есть противопоказания: если Ваш ребёнок чересчур эмоционален и подвижен, присутствие красного в его повседневной жизни нужно ограничить. Это касается и тех, кто способен быстро поменять позитивный настрой на агрессию. Помните принцип работы красной ткани в испанской корриде?
  • Романтический розовый оттенок снизит возбудимость и поможет справиться с плохим настроением. Этот успокоитель нервной системы расслабит напряжённые мышцы и переведёт уставший детский организм в состояние спокойного глубокого сна.
  • Жёлтые оттенки – это пилюли радости и помощники в улучшении настроения, которые справятся с грустью и пассивным отношением ко всему. Так что если ваш ребёнок по характеру меланхолик и склонен создавать внутри себя конфликты, то для большей коммуникабельности этот цвет как нельзя кстати. Не зря во многих школах стены классов окрашены в жёлтый – он включает в работу логику и выстраивает мысль. По сравнению с активным красным, жёлтый снимет напряжение и будет не активно побуждать к действию, а мягко стимулировать мозговые процессы, отвечающие за речь и мышление.
  • Оранжевый – это смесь жёлтого и красного, потому он несёт в себе свойства обоих цветов, повышая активность и даря оптимизм.
  • Зелёная палитра борется с напавшим переутомлением и нужна тем детям, которые душевно неуравновешенны и раздражаются по всякому пустяку. Зелёный цвет покоя помогает и замкнутым ребятам, которые желали бы стать более открытыми в общении со сверстниками. Подобно действию розового, этот колер помогает засыпать спокойным сном, но одновременно умеет и повысить тонус, придав концентрации вниманию. Однако психология не советует им слишком увлекаться, так как зелёный способен навести тоску-печаль аж до головной боли. Вот почему дети нередко считают самый гармоничный у психологов цвет скучным.
  • Синий колер крайне необходим тем детям, кто охвачен тревогами до депрессивного и истерического состояния. Он даёт ощущение безопасности. Его голубой оттенок действует как успокоительное, а фиолетовый послужит стимулятором для творческих детей, так как способен вдохновлять. Фиолетовая смесь быстро избавит от страхов и психических расстройств, но его чрезмерное присутствие может довести состояние слишком успокоенной нервной системы до апатии.
  • Белый цвет помогает обрести чувство равновесия, поможет взглянуть на окружающий мир через призму доброты и внутренне успокоит.
  • Чёрный всегда связывают с депрессивным состоянием замкнутости, и он на самом деле способен подавлять, когда его слишком много. Однако этот цвет нельзя исключать из цветотерапии, ведь он дисциплинирует и развивает выдержку и стойкость.

Это интересно! Основываясь на значении цветов, учёные определили цветовую гамму музыкальных произведений. Так, большинство шедевров Бетховена синие, у Мендельсона преобладают светлые розовые оттенки, Шуман «пишет» зелёной краской, Чайковский любит голубой цвет, а Прокофьев склонен к жёлто-коричневому.

Все методики цветотерапии предполагают, то на цвете нужно сосредоточиться. Если большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста не особо обращают внимание, в какой цвет одежды они одеты, то для успешного использования цветотерапии психологи рекомендуют использовать нужные колеры в интерьере детской комнаты и игрушках.

Кроме того, можно пользоваться освещением лампами с определённым цветом, у которых меняются линзы, либо концентрироваться на протяжении 3-5 минут на определённом предмете.

Так что, если практиковать цветотерапию дома, то можно добиться небывалых результатов и прийти к гармонии и душевному равновесию. Потому предлагаю подружиться с цветами, подобно как в песенке про волшебные краски Людмилы Олиферовой:

  • А какой любимый цвет у вашего ребенка? Рассказывайте в х)
  • Всего вам хорошего!
  • Ваша «ШколаЛа»)

Источник:

Фотохромотерапия (Светолечение) — отзыв

Всем привет!

В начале лета у нас с сыном был плановый визит к неврологу. В июне сыну было уже 3,3, а словарный запас очень небольшой всего слов 20 отсилы. Сын говорил много на своём языке, слова назвал отдельными слогами, например «ка» — конфета.

Строил даже предложения, но на своём языке например : «Е зи бу па» — Ехать на зелёном автобусе в парк. При этом он все понимает, считает, хорошо знает гласные буквы, может сгрупировать предметы по форме, цвету или.

Невролог из поликлиники направил нас в Городской центр восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями. Там нам назначили Фотохромотерапию, ДЭНАС и занятия с логопедом.

  • О том как происходила процедура.
  • Фотохромотерапии назначили 8 процедур. Мы проходили их с конца июня по начало июля:

  1. Фотохромотерапию сыну делали вот этим аппаратом:

Я садилась в кресло, ребёнок сидел у меня на руках. На полочке внизу видно фонарики, которыми делали фотохромотерапию.

  • Фонарик, которым делают процедуру:

Медсестра водила фонариком по тем областям, которые в назначении указал физиотерапевт. У нас это была спинка, щёчки, рот и подбородок.

Сначала водили по спинке водили зелёным светом 4 минуты, потом на щёчки и ротик светили красным светом 2 минуты и в конце на нижнюю часть подбородка красным светом 2 минуты.

Всего процедура длилась 8 минут. Мощность на аппарате была выставлена 50%.

Процедура абсолютно безболезненная. Ребёнок во время процедуры рассматривал книжки.

Каждый цвет применяется при различных заболеваниях:

Красный цвет применяется при лечении психоастении, ипохондрии, вялых параличах, ревматизме, хронических колитах, запорах, травмах – ушибах, растяжениях связочного аппарата суставов; ОРВИ, пневмонии в стадии рассасывания и т.д.

Зеленый цвет применяется при стрессе, синдроме хронической усталости, нервно-психических перегрузках, неврозах, головной боли, мигрени, невралгии, бронхиальной астме, пневмонии, ОРВИ, ушибах, остеохондрозе, нарушении мозгового кровообращения, гипертонической болезни и т.д.

Фотохромотерапия польза

Фотохромотерапия вызывает активацию обменных процессов и стимуляцию иммунитета, активизирует кровообращение и питание тканей и органов, ускоряет заживления ран кожи и слизистой оболочки, способствует запуску процессов саморегуляции организма. Фотохромотерапия обладает следующими лечебными эффектами: противовоспалительный, сосудорасширяющий, трофический, болеутоляющий, регенераторный, иммуномодулирующий.

Результат после курса процедур.

Курс из восьми процедур фотохромотерапии мы закончили 5 июля. На сегодняшний день прошло ровно 2 месяца после фотохромотерапии. К сожалению, в речи особого прогресса не произошло. Звуков ребёнок говорит много, лепечет много, все озвучивает на своём языке, но слов не прибавилось.

Зато я увидела другой очень хороший эффект после фотохромотерапии. Процедуры очень хорошо повлияли на укрепление иммунитета. Раньше мой сын болел от малейшего сквозняка. Заражался если дома был кто-то простужен.

За лето я переболела ангиной, муж и сестра ОРВИ и сын ни от кого не заразился. Сын несколько раз констатировал с простудными детьми на площадке и тоже не заразился.

Мы несколько раз ездили а аквапарк, сына невозможно было вытащить из бассейна, очень переживала что заболеет, но все было хорошо.

Хоть на речь фотохромотерапия и не повлияла, но иммунитет укрепился.

Источник:

Процедура хромотерапии

Процедура хромотерапии

В современном мире существует множество нетрадиционных способов лечения тех или иных заболеваний.

Когда дело касается здоровья, человек старается попробовать максимальное количество безболезненных и неопасных методов лечения. Одной из терапий является хромотерапия или лечение светом, как ее называют простые люди.

Хромотерапия (цветотерапия) – это способ подействовать на человека со стороны психического состояния. Добиваются этого при помощи света.

Такой метод часто используют для различных СПА – процедур, коррекции фигуры и избавления от лишнего веса.

История метода

Как методика, она появилась еще задолго до образования России, а именно в 5 тысячелетии до н.э. в Китае, Индии и Египте.

В то время разлиную «окраску» света получали при помощи различных кристаллов из драгоценных материалов. Такой способ лечения снимал эмоциональную нагрузку и отлично боролся с напряжением.

В храмах Египта археологи раскапывали помещения, где свет преломлялся. Он окрашивался в различные цвета в зависимости от времени суток, тем самым создавая причудливую «радугу» из разных оттенков.

Врачи в Древнем Египте словно окутывали больного в цветовую гамму, которая приносила ему покой и умиротворение.

Механизм воздействия хромотерапии

Основу лечения цветом составляют всего лишь два механизма воздействия. Различные цвета могут влиять на человека через зрение и путем попадания на кожу.

Когда цвет воспринимается зрительно. Если говорить научным языком, то тот или иной цвет воспринимается глазными колбочками и палочками (специальные приспособления для того чтобы увидеть цвет). Они, в свою очередь, провоцируют реакцию на химическом уровне.

Реакция химическая перерастает в импульс определенной электрической энергии, которая раздражает и тем самым стимулирует нервную систему.

Нервные пучки напрямую связаны с корой головного мозга, в ответ на раздражение они посылают сигнал в мозговой центр. Мозг «принимает решение» высвободить гормоны, которые положительно влияют на состояние организма и настроение в целом.

Хромотерапия в физиотерапии

Когда цвет воспринимается через кожу. Этот механизм основывается на том, что световые лучи – это простое электромагнитное излучение.

Такое излучение легко попадает сквозь кожу в органы и ткани человеческого тела. С собой оно приносит необходимую организму энергию. Тем самым, восстанавливается уровень биоэнергетики и активнее начинает работать процесс фотохимии.

Сила воздействия на органы, ткани и клетки контролируется оттенком потока светового луча. Терапия цветом основана на резонансе.

Клетке посылаются положительные вибрации, настраивая ее на необходимую работу. Клетки способны накапливать и задерживать в себе такие вибрации, что в дальнейшем сказывается на её работе.

Методы хромотерапии

Люминесцентная терапия

Хромотерапия, основанная на окрашивании луча обычного цвета в различные оттенки, называется люминесцентной. Световой луч проходит через различные «фильтры» и «барьеры», тем самым получая оттенки красного, зеленого, синего, фиолетового и другие. Такой вид терапии отлично снимает стрессы, напряжение, усталость.

Помогает в борьбе с бессонницей и посттравматическими синдромами. К тому же, улучшает циркуляцию крови и поднимает настроение за счет выработки эндорфина – гормона счастья.

Такой вид хромотерапии подойдет для ванны. Различные цветовые решения и правильно подобранный свет помогут расслабиться и снимут напряжение, а теплая вода расслабит тело.

Молекулярная хромотерапия

Такой вид терапии так же задействует световой луч с различными оттенками. Только в этом случае, в качестве «фильтров» и «барьеров» выступают различные мази и косметические средства.

Она наносятся непосредственно на кожу пациента перед процедурой. Особенностью метода является локальное воздействие на определённый участок тела.

Аквахромотерапия

Таким способом можно убрать боль в суставах, связках и костях. Доказано, что после молекулярной хромотерапии быстрее заживают переломы, растяжения и ушибы. Быстрее сходят синяки.

Визуализация

  • Хромотерапия, которая предполагает визуальное рассмотрение предметов той или иной цветовой гаммы, называется визуализацией.
  • Такой вид хромотерапии подойдёт для использования в домашних условиях.
  • Если иметь дома вечнозеленые растения, то в комнате с ними человек будет всегда чувствовать себя в спокойствии и гармонии.

Какой конкретно цвет необходимо визуализировать и как долго на него смотреть – определяет врач.

Это зависит от степени и характера заболевания.

Особенности проведения процедуры

Проводить хромотерапию необходимо только в спокойном состоянии. Человек в состоянии паники не способен воспринимать предлагаемые ему цвета.

Нервная система находится в состоянии крайнего напряжения, и не способна будет проводить необходимые импульсы в кору головного мозга.

Воздействие цвета на организм человека

Действие определенных цветов на организм:

  • Красный цвет способен повысить артериальное давление и возбудить нервную систему;
  • Фиолетовый и синий, наоборот, успокаивают нервную систему, и снимает головные боли, мигрени, бессонницу;
  • Зеленый цвет наполняет тело гармонией и дарит ощущение спокойствия и покоя;
  • Оранжевый вызывает выброс эндорфинов в кровь. За счет этого поднимается настроение, улучшается общее самочувствие и ощущается прилив бодрости и сил;
  • Желтый цвет так же поднимает настроение, но еще улучшает работу пищеварительного тракта;
  • Селективная хромотерапия характеризуется сочетанием различных оттенков, для получения комплексного положительно эффекта.

Показания к проведению хромотерапии

  1. Нарушение режима сна (хроническая бессонница, недосыпы, частные просыпания во сне, тяжелый переход из фазы поверхностного сна, в фазу глубокого сна);
  2. Депрессивное состояние, постоянные стрессы, напряженная работа, частые переживания;
  3. Различные болевые ощущения в суставах, мышцах, костях, связках;
  4. Боли, связанные с неврологией;
  5. Панические атаки, необоснованное тревожное состояние, после перенесённого потрясения или шока;
  6. Болезни системы пищеварения и желудочно-кишечного тракта.

Противопоказания

Хромотерапия популярна еще тем, что имеет минимум противопоказаний. Она не приносит вреда здоровью, если соблюдать все правила ее проведения.

Нельзя допускать, чтобы больной с депрессией или бессонницей долго смотрел на холодные оттенки. Синий, фиолетовый и голубой будут действовать угнетающее и состояние депрессии у пациента только ухудшиться.

Заключение

В современном мире хромотерапия используется как физиотерапевтический метод лечения. Ее применяют как дополнение к основному лечению.

Пациенты, испытавшие на себе лечебное воздействие световых лучей различных оттенков, остаются довольны результатами.

Видео: Хромотерапия — лечение цветом

Источник:

Хромотерапия: меняем детские ощущения с помощью цвета

Все цвета определенным образом действуют на нашу жизнь. Вы ведь наверняка замечали, что в одной обстановке хочется радоваться и ликовать, а в другой – молча сесть и думать о высоком. Еще сильнее цвета действуют на наших малышей.

Например, ребенок не хочет идти в детский сад или не может есть из купленной Вами дорогущей фарфоровой посуды? Обратите внимание на окружающую его цветовую гамму.

Может, его эмоциональности не подходят фиолетовые оттенки обоев в группе или синяя тарелка не пробуждает аппетит? Конечно, такое может быть, ведь каждый оттенок направляет нас в определенное жизненное русло.

Он может как поднять нам настроение, так и ухудшить его или подавить агрессию или раздражительность.

Читай также: Узнай, как разбудить аппетит ребенка

Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме.

Хромотерапия – это лечение цветом. Такая методика не имеет противопоказаний. Помогая нашему здоровью, в то же время раскрывает духовный потенциал и творческое «Я». Вы можете легко смоделировать такое лечение дома и совершенно бесплатно наслаждаться его благотворным влиянием. Главное – знать, к чему стремиться.

Что означает каждый цвет?

Например, красный цвет пробуждает волю к жизни, повышает работоспособность и физическую силу, способствует устранению депрессии, воспалительных процессов, вирусных инфекций, и различных хронических иммунодефицитных заболеваний.

Оранжевый цвет по праву считается самым радостным. Он помогает преодолеть депрессию и нервные срывы, благотворно влияет на мышечную систему, способствует избавлениюот страхов и неврозов, снимает спазмы, уменьшает проявление астматических явлений и повышает аппетит. Данный цвет, кстати согревает и бодрит организм.

Оформление интерьера группы детского сада в определенной цветовой гамме дает возможность эффективно использовать цвет в оздоровительных целях     

Желтый – создает веселое настроение,повышает умственные способности, нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, печени. Также именно этот цвет способствует выздоровлению при анемии, хроническом бронхите и различных заболеваниях кожи.

Зеленый цвет признан наиболее полезным. Он вызывает внутреннюю гармонию. Цвет повышает остроту зрения, благотворновлияет на сон, дарит спокойствие, а также помогает контролировать состояние раздражительности при нервных расстройствах.

Голубой приведет Вас к состоянию альтруизма и покоя. Он способствует устранению стрессов, неврозов, воспалительных процессов органов дыхания и переутомления. С точки зрения психотерапевтов данный цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. По утверждению специалистов, у него есть свойство создавать ощущение прохлады.

Фиолетовый цвет повышает творческую активность, иммунитет, помогает преодолеть нервные и психические расстройства, бессонницу, лечить головные боли, невралгию.

Синий является «цветом здоровья»: успокаивает нервную систему, помогает умиротворению, что немаловажно для комфорта и сохранения психического здоровья детей, а также оказывает положительное воздействие на органы дыхания.

Применение данного цвета в спальне способствует более быстрому засыпанию, достаточному по продолжительности, спокойному и глубокому сну у малышей,а значит– хорошему отдыху.

Это в значительной мере повышает уровень активности и работоспособности (если малыш уже детсадовского возраста). Ребенок быстрее овладевает знаниями, умениями и навыками.

Синий цвет способствует формированию и развитию у детей основных психических процессов, навыков учебной деятельности.

Читай также: Условия жизни могут сделать из ребенка пессимиста

Суть методики такова:

На расстоянии 1,5-2 метров на уровне глаз располагают лист бумаги определенного цвета. После того, как ребенок смотрит на него 10 минут, он должен описать свои эмоции. Малыша нужно попросить рассказать, что он чувствует, как изменилось его настроение. Можно узнать, какими свойствами, по мнению крохи, обладает этот цвет (теплый, мягкий, успокаивающий, колючий, острый, возбуждающий и т.д.).

Цвет стен тоже важен

Помните, что в комнате с преобладанием красного цвета увеличивается мускульное напряжение, ритм дыхания ускоряется и повышается давление. Оранжевый цвет усиливает Ваш кровоток и улучшает пищеварение. Желтый – стимулирует зрение, а светлый его оттенок – успокаивает.

В зеленой обстановке у человека оптимизируется кровяное давление и расширяются сосуды. В голубой комнате замедляется дыхание и легче переносятся боль или недомогание.

Фиолетовый цвет улучшает работу сердечно-сосудистой системы, снижает температуру, облегчает течение простудных заболеваний.

Оформление интерьера группы детского сада в определенной цветовой гамме дает возможность эффективно использовать цвет в оздоровительных целях, а использование хромотерапии как одного из видов природного лечения, оправдано для усовершенствования системы мероприятий по комплексному оздоровлению детей.

Читай также: Детские страхи: поможет рисование

Источник:

Особенности применения цветотерапии у детей

С древнейших времён прогрессивная часть человечества старалась разобраться в том, как влияют определённые цвета на здоровье людей. С помощью оттенков и красок античные, средневековые и современные медики пытались исцелять как «физическую оболочку», так и душу.

В настоящее время специалисты психиатрического, психологического и неврологического толка также не исключают влияние цветов на человеческое здоровье. К тому же сформировалось отдельное психотерапевтическое направление, использующее оттенки для лечебных практик.

О том, каковы особенности применения цветотерапии у детей, мы и поговорим в данной статье.

Цветотерапия, как следует из наименования, означает лечение самыми разными оттенками. При этом данная практика считается максимально безвредной, результативной. Важно лишь помнить, что её крайне редко применяют в единственном числе. Обычно она включается в комплексную терапию.

В каких ситуациях доктор либо психолог может назначить цветотерапию маленькому пациенту? Этот метод активно используют при диагностике у ребёнка:

  • невротических реакций;
  • головных болей;
  • расстройства психоэмоционального спектра;
  • простуды;
  • проблемы с функционированием сердца и пищеварительного тракта;
  • заболеваний щитовидной железы.

Особо отметим, что чаще всего цветотерапию применяют для борьбы с эмоциональными расстройствами у ребёнка. Согласно медстатистике, подобная методика показала неплохую эффективность при коррекции тревожных состояний, фобий, раздражительности, заторможенности, гиперактивности, агрессивности и стеснительности.

Однако учёные не ограничиваются применением цветотерапии для борьбы с психоэмоциональными нарушениями. Это направление активно используют для терапии органов и систем. В частности, экспериментальным путём было выяснено, что цвета воздействуют определённым образом на гормональную систему организма.

Следовательно, подбирая конкретные цвета и оттенки, возможно воздействовать на здоровье ребёнка, его эмоциональное состояние. Освещая особенности применения цветотерапии у детей, можно выделить 2 основных варианта цветовой терапии.

Повседневная вариация методики характеризуется выбором определённого цветового сочетания отделочных материалов в интерьере детской комнаты. Также сюда можно отнести особый подбор вещей для ребёнка – они должны быть конкретного цвета.

Специальный вариант методики – это чисто психотерапевтическая, лечебная практика, используемая для коррекции определённых расстройств и патологий у ребёнка. Её применяют исключительно опытные специалисты в особых учреждениях.

Психотерапевты подчёркивают, что взрослым следует крайне внимательно создавать дизайн детской. От этого аспекта может зависеть как эмоциональный настрой ребёнка, так и его физиологическое здоровье. Какие ещё полезные советы можно использовать в повседневных условиях?

  1. Старайтесь подбирать ребёнку вещи тёплых цветов (оранжевого, жёлтого), а также по-настоящему «счастливых» оттенков (зелёного, голубого и пр.).
  2. Малыш чрезмерно возбуждённый, гиперактивный? Откажитесь от использования в интерьере красных оттенков. Напротив, покрасьте стены или поклейте обои зелёного либо синего цветов. Они действуют успокаивающе.
  3. Все оттенки синего спектра снижают выраженность стрессового состояния, снимают напряжение. Кроме того, голубоватый оттенок способен уменьшать болевой синдром, а также сбивать температуру и повышенное артериальное давление.
  4. Зелёные оттенки также избавляют от напряжённости, переутомления. Но не стоит перебарщивать с этой частью спектра, поскольку перенасыщение зеленью нередко приводит к мигрени. Ребёнку можно предложить рассматривать зелёную картинку в течение 5-10 минуток.

Таковы краткие особенности применения цветотерапии у детей. Более подробно обо всех нюансах можно узнать у опытных специалистов, которые конкретно занимается «лечением цветом». И всё же родители способны в домашних условиях улучшить психофизиологическое состояние ребёнка, только лишь прислушавшись к рекомендациям психотерапевтов по интерьеру детской комнаты.

Источник:

Статья «Метод «цветотерапия» в коррекционной работе с детьми с ОНР в детском саду»

  • Метод «цветотерапия» в  коррекционной работе с детьми с ОНР в детском саду
  • Введение
  • Цветотерапия (хромотерапия)— это научное направление, безмедикаментозный метод лечения людей, путем восстановления индивидуального биологического ритма, с помощью специально подобранного цвета.

Лечение цветом, его энергией родилось еще в древности и получило название хромотерапия. Цветовые лучи, попадая на сетчатку и радужную оболочку глаза, оказывают лечебный эффект на весь организм. Цветотерапия занимает одно из важных мест (наряду с растительной, звуковой, ароматической) в нетрадиционной медицине. Лечебные воздействия цвета связаны с влиянием колебания световых волн определенной длины на наши органы и психические центры. При этом проявляется специфическое влияние цветов при тех или иных заболеваниях.

Актуальность:

Свыше 40% дошкольников в нашем СПДС страдают недостаточной сформированностью всех языковых структур – общее недоразвитие речи. Данное нарушение требует особого внимания и использования не только классических, но и инновационных технологий в лого-коррекционной работе. Одним из эффективных методов является цветотерапия.

Использование цветотерапии положительно влияет на психоэмоциональное состояние человека.

При умелом использовании цвет благотворно влияет на детей дошкольного возраста, особенно имеющих различную патологию в развитии, в том числе и тяжелую речевую патологию (ОНР).

Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот — он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма дошкольника.

  1. Цель:
  2. Формировать у детей посредством цветотерапии познавательную, речевую и коммуникативную деятельность на логопедических занятиях и в свободной деятельности.
  3. Задачи:
  4. Определить методы и приемы воздействия цветотерапии на речевое развитие.
  5. Использовать методы и приемы цветотерапии в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР.
  6. Создать максимально комфортные психолого-педагогические условия для развития детей с ОНР используя новинки метода цветотерапии.

Одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу сил, бодрят; другие, наоборот, раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Цвет влияет на состояние человека, его чувства, повышают тонус. Лечебные свойства цвета известны давно и применяются в различных областях, в том числе и образовании, коррекционной педагогике.

Здесь спроецированы все внутренние органы человека, которые в свою очередь рефлекторно связаны с мозгом. (Слайд 2)

Психологическое действие цвета в зависимости от его локализации

Цвет Локализация
Вверху Боковые поверхности Внизу
Красный возбуждает, мобилизует возбуждает воспринимается как неестественный, может «обжигать»
Розовый ощущение легкости, счастья чувство нежности часто ассоциируется с обонятельными ощущениями
Оранжевый способствует концентрации внимания ощущение тепла, способствует релаксации эффект «принадлежности» и тепла, иногда воспринимается как неестественный
Желтый вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способность релаксации возбуждает, может вызвать неприятные ощущения эффект «приподнятости», иногда «парения»
Зеленый воспринимается как неестественный успокаивает успокаивает, «охлаждает», может оказывать эффект снотворного действия
Голубой ощущение легкости, спокойствия, способствует релаксации «охлаждает», вызывает отчуждение «охлаждает», более выражен, чем зеленый
Синий вызывает тревожность, беспокойство отчуждение в группе, отношениях с психологом тревога, «холод», ощущение бездны

В наше время во многих регионах страны отмечается сокращение логопедических групп для детей с речевыми нарушениями. Дети с речевыми нарушениями посещают детские сады общеразвивающего вида, где организованы группы комбинированной направленности.

Надо сказать, что, если цветотерапия благотворно влияет на психоэмоциональное состояние детей с речевой патологией, то она так же благоприятно влияет и на развитие детей без речевых нарушений.

В нашем дошкольном образовательном учреждении функционируют две группы комбинированной направленности: для детей 5-6 летнего и 6-7 летнего возраста.

Коллектив нашего дошкольного учреждения использует элементы цветотерапии уже достаточно долгое время.

Опыт коррекционно-логопедической работы показал, что воздействие правильно подобранной цветовой гаммы дает более эффективные показатели в развитии у детей с ОНР.

Аналогичное использование цветотерапии специалистами и воспитателями в образовательной деятельности с детьми без речевой патологии дает так же высокие показатели в их развитии.

Приняв во внимание эффективность использования цветотерапии, мы решили расширить рамки ее воздействия в образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения.

Учитывая то, что выбор цвета – важный фактор в дизайне интерьера, в период ремонта детского сада мы подобрали соответствующую цветовую гамму и окрасили помещения в теплые цвета (логопедический кабинет, музыкальный и физкультурный зал, группы) которые теперь выглядят теплыми и приветливыми. Аналогично мы подобрали шторы соответствующих цветов. (Слайд 3,4,5,6)

Надо сказать, что успешное сочетание цветовой гаммы вызывают хорошее настроение и самочувствие как детей, так и взрослых.

Кроме того, как в логопедическом кабинете, так и в других помещениях предназначенных для образовательной и самостоятельной деятельности детей, достаточно много дидактического материала, игр с использованием ярких цветов, что привлекает внимание детей и всегда доступно для использования.

В дополнение к правильно подобранной цветовой гамме интерьера, в вышеназванных помещениях всегда есть зеленый цвет – это живые растения. Известно, что зеленый цвет, расположенный в спектре между синим и желтым пробуждает осознание жизни – это символ роста, движения.

Там, где есть зеленый цвет существует благоприятная среда для обитания человека. Цвет растительности в интерьере связывает нас с природой. Мы чувствуем себя живыми, обновленными, поскольку зеленый цвет ассоциируется с ростом.

В логопедическом кабинете так же всегда присутствует желтый цвет, который является источником тепла и света, стимулирует интеллектуальные способности детей, раскрепощает. (зашторенное зеркало для индивидуальной коррекционно-логопедической работы, зашторенная доска для демонстрационного материала).

Желтый – цвет солнца, является важнейшим элементом жизни на земле. Желтый цвет помогает прояснить восприятие, увеличить бодрость, создает ощущение тепла.

Известно, что цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета — красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.

Учитывая эту возрастную особенность для индивидуальных и микрогрупповых занятий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР, используются скатерти необходимого цвета для усиления и закрепления положительного эффекта.

Например, используя скатерть зеленого цвета для занятий с детьми с ОНР усиливается ощущение связи с природой, создаются более комфортные условия, эффективнее осуществляется воспитательно-образовательные процессы.

(Слайд 7) Скатерть оранжевого цвета воспринимается как теплый, прелестный, полный жизни, его символика: тепло, солнце, радость. Этот цвет способствует образованию эритроцитов, убирает подавленность и физическое утомление, раскрепощает, способствует восстановлению нервной и мышечной ткани, укрепляет волю.

Оранжевый цвет скатерти используется в коррекционно-логопедической работе при составлении рассказов, заучивании, в работе над грамматическим строем речи, поскольку этот цвет несет подкрепление мысли или разговора, более того ребенок не чувствует себя одиноким в образовательном процессе.

Данный цвет так же положительно влияет на сосредоточенность на том или ином дидактическом материале или развивающей игре. (Слайд 8) Розовая скатерть используется в основном в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР, которые зачастую расторможенны, гиперактивны, или тогда, когда у ребенка плохое настроение.

Розовый цвет действует на нервную систему успокаивающе, вызывает расслабление напряженных мышц, снижает возбуждение, регулирует и улучшает настроение. (Слайд 9)

Подобрав цветовую гамму интерьера, оформления помещения, эффективность цветовых качеств в организации образовательного процесса, следует обратить серьезное внимание и на цвет одежды специалиста (учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя).

При организации и проведении повседневной образовательной деятельности предпочтение отдается теплым и спокойным цветам в одежде специалистов. При проведении праздничных мероприятий (утренники, досуговая деятельность, викторины и т.д.

) можно использовать одежду взрослых соответственно тематике мероприятия и цвета подбираются более яркие и насыщенные, но желательно однотонные. Следует помнить, что цвета могут вызывать определенные эмоции: оживление, равнодушие, успокоение, возбуждение, ощущение тепла или холода.

Светлые цвета, как правило, теплые, дают ощущение легкие и кажутся глазу особенно близкими.

При организации и проведении коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР используются специальные игры и пособия, которые соответствуют решению задач цветотерапии.

Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Постепенно формируется связь между словом, образом эмоции, цветообозначением и дает положительный результат психоэмоционального состояния ребенка. Учитывая это, в коррекционно-логопедической и воспитательно-образовательной работе используются специально подобранные игры, сказки, дидактические пособия и наглядный демонстрационный материал.

Безусловно, многие игры используются специалистами и могут быть уже знакомы, но хочу сказать, что применение игр с учетом цветотерапии в системе, дают более эффективный результат.

«Волшебное покрывало» — это большие полупрозрачные платки насыщенных и пастельных тонов. Ребенок накрывается платком и рассматривает сквозь него окружающее пространство. Ребенку, по его настроению, психоэмоциональному состоянию предлагается платок соответствующей цветовой гаммы.

Если ребенок расторможен, возбудим, ему дается голубой волшебный платок, и мы с ним отправляемся в голубую сказку. Использование этой игры дает хороший терапевтический эффект, действует успокаивающе, настраивает на позитивную волну, развивает детскую фантазию, воображение.

В игре основное правило – менять цветовое пространство, чтобы достичь нужного эффекта эмоционального состояния ребенка.

«Летний и зимний дождик» — предлагаю детям поделиться ощущениями и эмоциями, после того, как они побегают под «теплым» или «холодным» дождиком (дети выбирают соответствующие смайлики:  или ), согласно окраске холодного и теплого дождика. В игре дети учатся управлять своими эмоциями, верно ощущать соответствующий цвет, учатся менять свое настроение и управлять им.

«Радужный мост» — на столе – лист ватмана, размеченный дугами. Детям предлагается «построить мост», т.е. выложить крышками дуги-дорожки воздушного моста (каждый ребенок выбирает цвет по своему настроению).

Игра учит детей общению, взаимодействию друг с другом, умению придумать название своей волшебной страны, то как она выглядит, и кто в ней живет.

Таким образом, на фоне положительного эмоционального состояния развивается и закрепляется как диалогическая, так и монологическая речь ребенка с ОНР.

Дидактический столик «Цветные домики» — детям предлагается выбрать домик такого цвета, который им больше всего нравится (желтый, зеленый, розовый) и расселить по этим домикам жильцов (материал согласно лексической теме). Дети делятся впечатлениями, рассказывают почему они выбрали тот или иной цветной домик и почему именно так расселили своих жителей, они придумывают каждый свою фантастическую историю.

Часто используется природный и бросовый материал, такие как, пробки, камешки, желуди, шишки для выполнения разных творческих заданий. Дети выкладывают, подбирая нужный им цвет, либо свою любимую игрушку, либо героя из сказки, либо «рисуют» свое настроение.

В коррекционно-логопедической работе удачно используются «цветные сказки».

В зависимости от времени года, настроения, лексической темы, работоспособности детей, выбирается соответствующая «цветная сказка», например, в «желтой сказке» речь идет о солнышке и все что желтого цвета, аналогично используются «зеленая сказка», «розовая сказка», «голубая сказка». Текст каждой сказки соответствует названию сказки, лексической теме занятия или выбранных сказочных персонажей (путешествия, приключения и т.д.).

При формировании, уточнении и закреплении фонематических процессов, а также, при обучении элементам грамоты, в системе коррекционно-логопедической работы используются три основных цвета спектра: красный – для обозначения гласных звуков и букв, синий – для обозначения твердых согласных звуков и букв и зеленый – для обозначения мягких согласных звуков и букв. Для формирования навыков чтения используется комплект пособий «Учим ребенка говорить и читать» Цукановой С.П. Эти таблицы помогают детям с общим недоразвитием речи отрабатывать навык слитного чтения слогов и предложений различной структуры. По мере прохождения букв, согласно плана работы, дети читают обратные, прямые слоги и слоги со стечением согласных с ними, учатся проводить анализ и синтез слов и предложений. Данный речевой материал для чтения подобран в соответствии с принципами доступности и постепенного усложнения. В раздаточных таблицах все гласные буквы – красного цвета, согласные твердые – синего цвета, согласные мягкие – зеленого цвета.

  • Заключение:
  • Таким образом, системное использование цветотерапии в коррекционно-логопедической и воспитательно-образовательной деятельности позволяет не только оказывать положительное влияние на настроение и психоэмоциональное состояние ребенка, но и повышает эффективность исправления речевых нарушений, усвоения речевого материала и оказывает неоценимое воздействие на формирование личности ребенка в целом.
  • Литература

1. Маслова Е.Н. Логопедические игры на развитие внимания и усидчивости. Волгоград: ИТД «Корифей», 2011. 128 с.

2. Нищева Н.В. Разноцветные сказки: цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: уч. методическое пособие конспект. Спб.: Детство пресс, 1999. 64 с.

3. Поваляева, М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. / сост. М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 349с.

4. Цуканова, С.П. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать» С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 32 с.

5. www.12kgspb.caduk.ru/DswMedia/didigryi.docx

6. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/Разноцветные%20сказки.doc

7. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/raznoe/cvetoterapiya.html

8. http://www.tenoten-deti.ru/articles/tsvetoterapiya/

Источник:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.